27 марта на улице Федора Тютчева парень ударил девушку под камерами в подъезде. Мужчина бил жертву по голове не только руками, но и ногами. По словам соседей, пара часто устраивает в квартире дебоши. Но самое интересное, что девушка не уходит от своего любимого. И даже в момент избиения в ночь на 27-е не пытается сбежать, а идет вслед за ним. Это не первая и не последняя история. Обыкновенная бытовая ситуация в семье. Но знают ли люди об определении абьюзивных отношениях и о том, что терпеть такое лучше не стоит.
Разбираемся в этой проблеме вместе с психологом Максимом Ждановым (@psychologist_zhdanov), адвокатом Ксенией Ельшиной и руководителем центра по борьбе с домашним насилием Ангелиной Севергиной.
«Неоднозначное понимание любви»
Что такое абьюзивные отношения?
Психолог Максим Жданов считает, что данную проблему следует начать с определения. По словам эксперта, абьюзивные отношения – это акт физического и (или) психологического, экономического насилия со стороны агрессора над жертвой. К абьюзиву относят нарушение личных границ человека, которое проявляется в побоях, унижениях, угрозах, манипуляциях.
– Сначала абьюзивные отношения проявляются в виде неуважения к партнеру, оскорбления, «просто шутки», происходит обесценивание как самой личности, так и того, что с нею связано: желания, стремления, достижения, вкусы. По мере того, как жертва абьюза и дальше позволяет такое поведение в свой адрес, воздействия со стороны агрессора приобретают все новые и новые грани: издевательства, психологическое подавление, причинение физической боли, – подмечает психолог.
Почему же партнер становится абьюзером?
Эксперт заявляет, что одна из главных причин, из-за которой данные взаимоотношения возникают, – это отношение к партнеру не как к личности со своими особенностями, то есть границами, интересами, чувствами, а как к объекту для удовлетворения своих ранее неудовлетворенных эмоциональных потребностей.
– Проблемы формирования абьюзивных отношений тянутся из детства. Как правило, они связаны с воспитанием и тем, какие порядки были установлены в семье, – говорит Максим.
Также, по мнению психолога, имеет место строгость воспитания, применение несправедливых наказаний со стороны родителя, использование методов психологического или физического насилия для влияния на ребенка. С детства у таких людей формируется неоднозначное понимание любви и возникают противоречивые чувства к родителю. Он воспринимается как родной человек, который желает только лучшего, но вместе с тем по отношению к близкому возникает страх, сильное чувство привязанности, развивается неуверенность в себе, нет понимания собственного «я».
– Агрессия к родителю, из-за невозможности противостоять ему, вытесняется, и происходит перенос ее либо на себя, как самообвинение, либо на того, кто младше, слабее, а в будущем – на свою семью, – заявляет эксперт.
А что говорит статистика по детскому насилию в российских семьях?
Мы провели исследование, за основу которого были взяты данные из всероссийского центра изучения общественного мнения и МВД РФ. В ходе анализа полученных данных была установлена, что 40% всех тяжких преступлений в России совершается именно в семьях, 26 000 детей ежегодно становятся жертвами, а 2 000 детей и подростков, спасаясь от домашнего насилия, кончают жизнь самоубийством.
История Дмитрия*: «с 10 лет я стал понимать, как это, когда болит душа»
«Еще с детства мне хотелось больше любви от родителей и их поддержки. Не хватало простого «молодец», «ты наша гордость», «у тебя получится (ется)».
За моими плечами в школе было много побед. Однако они быстро забывались. Зато надолго в душе оставались обзывательства от родителей и следующие слова: «Ты в жизни лучше чего-нибудь стоящего добейся».
С 10 лет я стал понимать, как это, когда болит душа. Тогда и полюбил одиночество. Каждая ссора с родителями заставляла меня закрыться у себя в комнате, где я чувствовал себя в безопасности, где было спокойно. Мне было хорошо одному. Кому я доверяю больше всех? Я отвечу: «Себе».
За многие секреты или тайны, которыми я хотел поделиться с близкими людьми, мне часто «прилетало» от них. Казалось, что только у меня так. Ведь я видел, как общаются сверстники со своими родными. Они словно друзья.
Часто на меня ругались и били. Грустно об этом говорить, а осознавать еще тяжелее, но все агрессивные черты передались и мне. В скандалах с друзьями я часто в себе вижу родителей, которые, кажется, разжигают во мне огонь и одобряют действия. Мне не составляет труда обозвать приятелей, и не просто обозвать, а именно задеть словами «из детства».
Я понимаю, что это ненормально, очень хочу измениться и в будущем воспитать своих детей не так, как меня. Мне важно стать верным другом для своего ребенка».
«Либо ты полностью моя – либо ты мне не нужна»
Каковы же признаки абьюзивных отношений?
Психолог говорит, что на начальном этапе отношений сложно понять, абьюзивными они будут или
или нет. Агрессоры делают все, чтобы сформировать зависимость от себя у жертвы:
- стараются поднять свой авторитет в глазах партнера, указывают на свои достоинства, игнорируют недостатки;
- пользуются грубой лестью, которая касается внешности, фигуры, красоты, стиля;
- быстро и навязчиво берут ответственность за своего партнера;
- говорят больше то, что жертва хочет слышать: обещание верности, сильной любви, крепкой семьи, детей, финансового достатка, постоянной защиты;
- разделяют свое окружение на «своих» и «чужих»;
- обычно такие люди мстительны, не умеют прощать, мыслят полярно, то есть «либо черное – либо белое», «либо все – либо ничего», «либо ты полностью моя – либо ты мне не нужна»;
- у таких людей мало друзей или нет вообще, так как они не способны к длительным равноправным взаимоотношениям;
- абьюзеры стремятся оградить свою жертву от ее привычного круга общения: друзей, знакомых и родных.
Когда абьюзер убежден, что его жертва уже имеет определенную зависимость от него, начинает в отношениях удовлетворять исключительно свои интересы и эмоциональные потребности.
Также абьюзивные отношения имеют свою цикличность. Выделяют следующие стадии: напряжение, насилие, примирение и спокойствие. В ходе них агрессор побуждает жертву испытывать как приятные, так и негативные чувства и эмоции.
История Юлии* : «Я люблю только тебя»
Мои абьюзивные отношения продлились три года.
За это время я терпела насмешки в свой адрес по поводу внешности и фигуры. Верила, что человек изменится, перестанет орать на меня матом. Ведь он это сам и обещал.
Когда наши ссоры доходили до пика, он предлагал расстаться. Однако через несколько минут сам прибегал ко мне, извинялся, и говорил, что такого больше не повторится. Заявлял: «Я люблю только тебя».
После таких спектаклей мы, кончено, садились друг напротив друга и начинали разговаривать, в итоге приходили к компромиссу, который держался недолго.
Больше всего я не понимала, почему он не хочет брать меня замуж. Конечно, потом ответил, что не видел во мне будущую жену. А встречался со мной «по приколу».
Недавно я рассталась с ним. Будучи уже не в отношениях он начал звонить моей маме и говорить: «Ваша дочь легкого поведения. Она виновата во всем».
К счастью, что мои родители адекватные люди, они не поверили его детскому лепету.
«Апатия и безразличие»
Чем опасны абьюзивные отношения?
Последствия абьюзивных отношений могут быть достаточно серьезными. Психолог Максим Жданов выделяет следующие:
- Возникновение тревожных расстройств и депрессии, нарушение сна и пищевого поведения;
- Приобретение фобии и страха;
- Пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам;
- Возникновение суицидальных мыслей;
- После долгой экономической зависимости от партнера появляются финансовые проблемы, трудности при поиске работы, страх выйти в социум, оказаться не востребованной.
- После разрыва отношений возникает полное недоверие к противоположному полу, трудности в построении новых отношений, разные нарушения в сексуальной сфере.
История Марии* : «Мягко стелет, да жестко спать придется»
«Мы прожили в браке с бывшим мужем 17 лет. Когда я с ним познакомилась, то была совсем юной, лет 20 от силы. Одним словом, сорвиголова с горячей кровью внутри, которая желала быть любимой и нужной. Мнила из себя взрослую, не нуждающуюся ни в чьих советах и мнениях.
А он? А он был старше меня, всегда шутил, наверное, этим и подкупил. Через некоторое время мы поженились. Родители, конечно, говорили: «Не торопись. Мягко стелет, да жестко спать придется».
– Все будет хорошо, – отвечала я им. – Мы любим друг друга. Вы просто его не знаете так, как я.
Да, они не знали его так, как я потом. Как он может бить, душить и кричать, а после – извиняться и вешать лапшу на уши.
Через некоторое время у нас родился ребенок. Все нормализовалось. Но счастье длилось недолго. Снова крики и обвинения в том, что это я виновата во всем.
Не спорю, действительно, я была не права, но лишь в одном: в том, что терпела.
– Доченька, что у тебя на шее? – спрашивала мама.
– Да так, ничего, – отвечала я.
– Уходи от него.
Почему не уходила спросите вы? Отвечу: уходила, но снова и снова почему-то возвращалась. То ли мне было его жалко, то ли я верила в то, что человек все-таки может измениться.
– Вранье, – хлебнувшая горького опыта сполна, скажу я вам на последнее «то ли».
Время шло, ребёнок рос. Он все видел. Ему было страшно.
Иногда мой «любимый» муж меня насиловал, а потом покупал мне новую одежду и продолжал улыбаться.
Но всему рано или поздно приходит конец. Наш брак оказался не исключением. Жалко, что я сделала это так поздно. Тогда, когда моему ребенку исполнилось уже 16 лет.
Сейчас я живу спокойной жизнь, знаю, что дома на меня никто не будет кричать. К тому же недавно я познакомилась с молодым человеком. Он хорошо относится не только ко мне, но и моему взрослому дитю.
Что делать с абьюзивными отношениями с психологической точки зрения?
Как помочь жертве?
Максим Жданов считает, что нужно исходить отдельно из каждой конкретной ситуации. В целом для жертвы абьюзивных отношений можно выделить три пути решения этой проблемы:
Остаться в данных отношениях и активно стараться их исправить.
Если вы решили выбрать этот вариант, то следует обратиться за помощью к специалисту, чтобы каждый из партнеров прошел психотерапию. Но агрессор тоже должен быть заинтересован в исправлении ситуации.
Выйти из взаимоотношений.
Как и в первом варианте, жертве понадобится помощь психолога, поскольку велик риск того, что, например, отсутствие помощи близких, низкая самооценка и давление партнера вновь вернет ее в цикл абьюзивных отношений.
Оставить все как есть.
Самый разрушительный вариант. Эмоциональные качели со временем истощают психологические ресурсы жертвы и приведут ко всем последствиям, которые мы рассмотрели ранее.
А агрессору?
Агрессору стоит осознать, что ему свойственно абьюзивное поведение, и оно действует разрушительно как на него, так и на партнера. Это будет первым шагом к тому, чтобы научиться строить отношения по–другому.
Далее необходимо обратиться за помощью к психологу.
Что делать с абьюзивными отношениями с юридической точки зрения?
Стоит отметить, что абьюзивные отношения – это домашнее насилие.
Адвокат Ксения Ельшинова говорит, что в настоящий момент у нас отсутствует так называемый закон о домашнем насилии. При этом проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» неоднократно становился предметом рассмотрения органов законодательной власти и активных общественных обсуждений. Впоследствии указанный законопроект был снят с рассмотрения.
– Несмотря на отсутствие такого нормативно-правового акта, действующее законодательство предусматривает гражданскую, административную и уголовную ответственность за насильственные действия в отношении физического лица, – заявляет Ксения.
Если человек столкнулся с домашним насилием, ему необходимо обратиться в полицию с соответствующим заявлением, в котором стоит подробно указать обстоятельства произошедшего:
- место и время события;
- сведения о причинителе вреда, свидетелях (при наличии);
- детали происшествия, описать полученные травмы.
Также заявить о посягательстве можно по номеру для вызова экстренных служб 112 или посредством личного обращения в отделение полиции.
Закона нет, однако …
Как показал анализ, 78% россиян считают, что тема домашнего насилия является важной для нашей страны, причем женщины проявили больше единодушия (87%), чем мужчины.
Мы провели исследование, за основу которого были взяты данные из всероссийского центра изучения общественного мнения и МВД РФ. В ходе анализа полученных данных была установлена статистика по насилию в российских семьях. Результаты оказались следующими: 12 000 жертв гибнут в результате домашнего насилия ежегодно, 60 – 70% пострадавших не обращаются за помощью, а 97 % дел,связанных с домашним насилием, не доходят до суда.
А как дело с домашним насилием обстоит в Воронежской области?
Мы провели исследование, за основу которого были взяты данные МВД России по Воронежской области. В ходе анализа полученных данных была установлена статистика по насилию в российских семьях за последние два года. Результаты оказались следующими: 420 000 заявлений по всем видам преступлений поступила в территориальные органы МВД России на районном уровне, 353 преступления совершено насильственного характера, из которых 165 – в отношении женщин.
При этом насильственные преступления в семье рассматриваются в качестве сугубо личного дела и просто не предаются огласке. Об этом свидетельствует тот факт, что около 80%, по словам МВД, правонарушений выявляются только после подачи заявлений в органы внутренних дел.
Выход есть
Человек, который состоит в абьюзивных отношениях, может в любой момент обратиться в центр по проблеме домашнего насилия. Например, в Воронеже он называется «Право голоса». В нем пострадавшим окажут всю необходимую помощь.
– Наши специалисты консультируют по юридическим вопросам, сопровождают потерпевших в суде, органах полиции, травмпунктах, судмедэкспертизе. На сегодняшний день у нас есть уникальные кейсы, такие, как международный процесс в Тверском суде, где мы защищали женщину, пережившую домашнее насилие со стороны ее мужа – гражданина Швейцарии, и ее детей, также пострадавших от жестокого обращения. При необходимости оказываем гуманитарную помощь. Бывает, что женщина оказывается на улице с документами и ребенком на руках, и из вещей у нее – ничего, – говорит руководитель центра по проблеме домашнего насилия Ангелина Севергина.
По словам Ангелины, за один месяц в среднем к ним в центр обращаются около 15 женщин, которым требуется юридическая консультация, психологическая поддержка или размещение в приюте. За два года их организация приняла более 240 обращений.
– К нам можно обратиться и авторам насилия, у нас есть опыт работы с людьми, которые хотят научиться контролировать свою агрессию. И это не только мужчины. Часто это могут быть родители на грани состояния выгорания или дети пожилых людей, требующих постоянного ухода, – делится Ангелина.
Еще одной проблемой остается то, что люди, которые подверглись домашнему насилию, не сразу же обращаются за помощью. По мнению Ангелины, это связано с тем, что жертвы боятся получить осуждения общества. Кажется, что пострадавший сможет все решить сам. Им трудно психологически раскрыться, тяжело набраться сил и рассказать о том, что происходит в семье.
Кстати
Как показал анализ, в большинстве случаев жертвами домашнего насилия становятся женщины. Но почему же? За ответом обратились к психологу Максиму Жданову.
– По статистике, 90 % случаев абьюзерами являются мужчины. Это обусловлено особенностями физиологии, культуры, религии и воспитания. Однако в данном вопросе все не так однозначно. Многочисленные современные исследования показывают, что с ролью абьюзера вполне «успешно» справляются и женщины. Они выбирают более изощренные способы насилия к партнеру. Например, отказ в физической близости, поломка техники, битье посуды, порча одежды, а также тотальный контроль за каждым шагом партнера.
Если у вас есть другие проблемы, пишите нам (kuchina.vik@yandex.ru – почта автора). Мы с радостью найдем подходящего эксперта и постараемся вместе с ним разобраться в ситуации.
*Имя изменено по просьбе героя
Автор: Виктория Багрянцева