- Важно уделить внимание безопасности своих гаджетов (начиная со смартфона с установленным банковским приложением),
- Учиться финансовой грамотности, не игнорировать информацию на официальных ресурсах банков и других профильных структур,
- Критически относиться к любой информации от третьих лиц,
- Никогда по телефону или в сообщениях не передавать данные карт и банковских счетов,
- Если возникли малейшие сомнения – не стесняться обращаться в банк.
Накануне, 15 февраля, на базе Центра управления регионом состоялся круглый стол по теме «Кибербезопасность-2023». В мероприятии приняли участие сотрудники правоохранительных ведомств, специалисты банковского и финансового секторов и других профильных структур.
Руководитель воронежского ЦУР Андрей Черваков отметил, что кибермошенничество касается каждого, а потому знать о механизмах защиты собственных средств крайне необходимо. И с этим невозможно не согласиться, особенно если взглянуть на ежедневные полицейские сводки с отчетом о количестве потерпевших от рук мошенников за сутки.
Только за последний год в Воронежской области было зафиксировано более шести тысяч обращений от граждан, столкнувшихся с мошенниками, рассказывает заместитель начальника управления уголовного розыска регионального управления МВД, подполковник полиции Владимир Пытьев. При этом доля раскрываемости здесь отнюдь не высока, она составляет лишь около 20%.
В связи со шквалом подобных дел в ГУ МВД по Воронежской области в ближайшее время намерены создать новый отдел по кибербезопасности. Спикер отмечает, что с начала 2023 года наблюдается бурный рост активности преступников в обсуждаемой сфере и эту нарастающую волну нужно сбить.
Опять же, судя по статистике, в большинстве случаев излишней «доверчивостью» отличаются именно пожилые люди, говорят эксперты. Речь про так называемый «серебряный возраст» – 60+. Однако злоумышленники становятся все более и более изобретательными, не стесняются приемов психологического давления, а потому от столкновения с ними не застрахованы даже те, кто привык посмеиваться над «заботливым» голосом мнимого сотрудника банка в трубке.
На сегодняшний день киберпреступники все еще довольно часто действуют именно через телефонные звонки. В большинстве случаев представляются «сотрудниками службы безопасности банка», сообщают о «подозрительной активности» и пытаются выведать персональные данные.
Но здесь есть одна загвоздка. Как отмечает начальник службы безопасности воронежского отделения «Россельхозбанка» Валерий Садовский, система взаимодействия с клиентами в банках построена таким образом, что только определенный круг сотрудников может напрямую связываться с клиентом.
– Сотрудники службы безопасности в этом процессе не участвуют, – поясняет специалист. – Это распространенное заблуждение, что представитель службы безопасности может выяснять какие-либо подробности, уточнять данные карт или банковские реквизиты. В любом случае, если возникли сомнения, клиент всегда может сам перезвонить в банк. Номер банка указан на самой карте.
Главный специалист по информационной безопасности «Россельхозбанка» Максим Федянин отмечает, что часто мошенники звонят людям в конце рабочего дня, когда человек устал, теряет бдительность и может «на автомате» выдать какую-то информацию.
При этом, отмечают собравшиеся в ЦУР эксперты, в последнее время злоумышленники все чаще переходят в мессенджеры, поскольку там их активность отследить сложнее, да бороться с ней не просто. Еще одна из схем мошенничества – объявления в интернете с обещанием легких денег. Люди, как показывает практика, ведутся на них достаточно часто, тем самым самостоятельно вступая в контакт со злоумышленниками. Одна из относительно недавних «фишек» киберпреступников – обещание различных социальных выплат, для оформления которых потребуются «некоторые документы».
Заместитель управляющего воронежским отделением «Сбера» Кристина Маскаленко рассказывает, что в компании постоянно совершенствуют методы борьбы с киберпреступниками. Основная работа ведется по двум направлениям: защита клиента с одной стороны и обучение финансовой грамотности – с другой. Всю информацию стараются доносить в максимально доступной форме. Фишка «Сбера» – специальный портал «Кибрарий».
– Это первая в России библиотека решений, курсов, видеороликов, которые позволяют понять, с какими схемами вы можете столкнуться, как действовать в тех или иных обстоятельствах, ну и в целом портал помогает развивать финансовую грамотность, – рассказывает спикер. Этот сервис бесплатен и общедоступен.
Специалист по кибербезопасности местного отделения Банка России Сергей Чупахин делится статистикой. В 2022 году операторам связи направили около 488 тысяч номеров, с которых поступали звонки от злоумышленников. В 2021 году их было гораздо меньше – 179, а в 2020 года – всего чуть более 26,3 тысяч. В большинстве звонков используется технология подмены номера. Звонки от злоумышленников могут поступать как с мобильных, так и городских номеров – тут статистика примерно равна.
Эксперты дали рекомендации, как по максимуму обезопасить себя от мошенников и чего делать не стоит ни в коем случае. Итак:
Фото – автора.