В Воронеже разгорелся скандал по поводу украшения главной площади города в преддверии Нового года. Активные горожане создали петицию, в которой потребовали, чтобы 65 миллионов рублей, предусмотренные в городском бюджете, в том числе, на новогоднюю ёлку, были потрачены на нужды СВО — помощь бойцам в зоне вооружённого конфликта и мобилизующимся — прежде всего, на закупку техники и снаряжения. Петиция на данный момент собрала более 373 тысяч подписей.
Особенно возмущает граждан то, что параллельно губернатор объявил сбор средств для поддержки воронежцев, принимающих участие в СВО. В кампанию включился и популярный блогер и военный аналитик Юрий Подоляка, заявивший, что Воронежу надо брать пример с Череповца, где деньги, выделенные на ёлочные события, перенаправляют как раз на поддержку бойцов в зоне военной спецоперации и мобилизованных. Напомним, что в начале сентября воронежские власти под давлением общественности отменили ряд праздничных мероприятий, посвящённых Дню города — включая салют.
Вчера стало известно, что тендер на оформление новогодних торжеств всё же был проведён. Стоимость контракта составила 65,4 млн руб. Как следует из аукционной документации, на участие в нем была подана только одна заявка – местного ООО «Совтехэко» («контракт на стадии подписания поставщиком»), пишет «Коммерсант-Черноземье». Эта компания специализируется на праздничном оформлении общественных пространств и уже занималась этим в прошлом году, как и в 2019. В то же время на днях вышло постановление Правительства №1745, которое разрешило муниципальным властям тратить бюджетные средства на закупку техники, снаряжения и медикаментов на нужды СВО. Мэр Воронежа Вадим Кстенин в своём телеграм-канале написал, что «поставил финансистам, юристам и другим структурам администрации города ряд задач: изыскать среди объема собственных доходов бюджета средства, которые можно направить на эти цели».
Что хочется сказать по этому поводу. В одной из предыдущих публикаций я уже высказался против проведения в условиях тяжёлой ситуации на фронте развлекательных мероприятий за бюджетный счёт. Разумеется, идея траты 65 миллионов рублей на новогодние мероприятия мне тоже не нравится. И я бы предпочёл гораздо более скромное празднование Нового года в Воронеже. Прикрываться тем, что это детский праздник, не надо — для создания волшебной атмосферы для детей десятки миллионов рублей не нужны. Однако, думается, раздувать медийный пузырь из этого тоже не стоит. Всё же деньги в бюджет были заложены давно, перераспределить их теперь не так просто. Но при этом вся эта история серьёзно ударила по имиджу городской администрации. Чтобы этого не происходило впредь, а эта ситуация не получила нехорошего развития, позволю себе дать городским (как и областным) властям ряд советов.
1. Изыскать на нужды СВО средства, значительно бóльшие, чем те, что будут потрачены на новогодние праздники. Очень желательно, чтобы при этом не трогали карманы граждан, а нашли некие внебюджетные источники. Как их искать, городские и областные власти прекрасно знают без меня — опыт у них немалый.
2. При разработке бюджета на следующий год ориентироваться на суровые тыловые реалии (которые в недалёком будущем вполне могут стать прифронтовыми) и условия мобилизационной экономики, поэтому заранее продумать, чтобы в следующем году не проводились раздражающие в нынешние времена показушно-помпезные развлекательные мероприятия и бесполезные ПР-фестивали — типа «Платоновского» или «Чернозёма». Финансы, которые могли бы выделяться на их проведение, потратить на поддержку нашей армии в зоне СВО. Желательно сделать это акцентированно.
3. В ситуации, когда фронт снова приближается к Воронежской области, направить значительные средства на обеспечение безопасности граждан — обновление бомбоубежищ и подвалов, своевременное оповещение граждан об опасности, усиление контртеррористических мероприятий. При этом исключить работы, которые в народе справедливо прозвали «перекладыванием плитки», а деньги тратить на вышеуказанные цели.
4. Предусмотреть выделение средств (в том числе, за счёт развлекательных событий) на проведение патриотических мероприятий, круглых столов и семинаров на темы СВО и безопасности, медийных войн и информационно-психологического обеспечения вооружённых конфликтов, привлечение профильных специалистов для усиления аналитической составляющей работы в соответствующих областях.
Здесь приведу простой пример. В январе этого года мы с группой энтузиастов провели в Воронеже международную научно-практическую конференцию «Угрозы со стороны НАТО: от цветных революций до военного противостояния?». На неё мы пригласили 15 серьёзных докладчиков-экспертов из России, Сербии, Болгарии, Польши, Белоруссии, Молдавии, Грузии и Афганистана (зарубежные и московские участники делали доклады в онлайн-режиме). Актуальность темы, разумеется, не вызывала сомнений. Финансовой поддержки от местных властей не просили, но даже помещение с техникой, чтобы провести мероприятие, удалось найти с огромным трудом. А если бы власти слушали, о чём там говорилось, — может, и к военному конфликту бы лучше подготовились.
И, увы, это очень иллюстративный, но типичный пример. Скажем, в апреле этого года в ресурсном центре НКО состоялась конференция, посвящённая ходу СВО, собравшая представителей патриотической общественности Воронежа — в поддержу нашей армии. Однако представители власти, первоначально давшие согласие на участие, на мероприятие не пришли.
В июне в правительство Воронежской области было направлено обращение, подписанное несколькими десятками известных представителей патриотической общественности города — с предложением создать при губернаторе Общественный совет патриотической мобилизации. Но внятного ответа пока не получили.
В условиях частичной мобилизации в стране и приближения фронта к Воронежской области — региональным и местным властям стоило бы внимательнее относиться к инициативам патриотических экспертов и общественников, усилить взаимодействие с ними. Сама жизнь побуждает власти менять приоритеты. Иначе казусы с новогодней ёлкой могут показаться детским утренником по сравнению с будущим недовольством граждан.
Фото – пресс-служба мэрии.