Весьма любопытные события происходили на прошлой неделе в воронежской градостроительной сфере. Скандалы в ней в нашем городе — с незаконными, околозаконными и сомнительными застройками случаются, пожалуй, чаще, чем в любой другой. Но мы привыкли к тому, что это, как правило, касается жалоб общественности к областной и городской власти, связанных со строительством в зелёных зонах. А тут депутаты нашей городской думы обратились к московской верховной власти с просьбой разобраться в странной истории, в результате которой территория бывшего Детского оздоровительного лагеря «Рассвет» в Дубовке может оказаться застроена многоквартирными домами.
Разобраться хотят с тем, почему Минприроды дало разрешение на стройку в особо охраняемой природной зоне — там, где находится детский лагерь. И этот случай не уникальный. Депутаты воронежской Гордумы совместно с чиновниками мэрии в рамках подготовки концепции развития детских оздоровительных лагерей в последнее время регулярно выявляют случаи попыток перепрофилирования участков бывших лагерей под жилую малоэтажную застройку.
В 90-е годы у некоторых из них появились новые собственники, часть из которых уже получила разрешение Минприроды на строительство блочных и малоэтажных домов в границах особо охраняемой природной территории. При этом в Генплане и Правилах землепользования и застройки, принятых городской Думой, указанные площади находятся исключительно в рекреационной зоне, в основном на территории государственного природного заказника федерального значения «Воронежский» — то есть там нельзя строить ни больницы, ни школы, ни детские сады. И уже тем более многоквартирные дома.
В конкретном случае — с ДОЛ «Рассвет» — его собственник, ГК «Рудгормаш», смог без согласия воронежских властей договориться о строительстве жилья с Минприроды. Именно это ведомство имеет полномочия санкционировать застройку участков в особо охраняемой природной территории (ООПТ). Теперь воронежские парламентарии ищут помощи у Совета Федерации и Государственной Думы — чтобы отменить принятое решение. Сначала депутаты выступили против возможной застройки на особо охраняемых природных территориях в черте города 8 сентября, на заседании профильной комиссии по градостроительной деятельности и земельным отношениям. А 14 сентября вопросом занялся уже Совет городской думы.
В частности, в ходе заседания комиссии исполняющий обязанности руководителя управления главного архитектора Воронежа Григорий Чурсанов сообщил, что администрация Воронежа получила документы профильного министерства по поводу участка по улице Лагерная, 9. Это и есть бывший ДОЛ «Рассвет», разрешённый вид использования участка (площадью 15,3 тыс. кв. м и кадастровой стоимостью 41,1 млн руб.) которого был определен Минприроды как «блокированная жилая застройка». Чурсанов отметил, что этот вид использования собственник лагеря получил еще в 2020 году, а в феврале нынешнего года федеральная структура согласовала уже документацию по планировке территории, ограниченной улицами Дубовой, Сухумской и Курнатовского, которая предусматривает размещение жилых блоков на упомянутом участке.
Возмущение депутатов вызывает и то, что согласие застроить эту территорию домами получено у федерального министерства без особых проблем, а возведение пристройки к школе и нового Дома культуры в микрорайоне Краснолесный откладывается из-за того, что участок находится на территории заповедника. При том, что в наличии есть проектно-сметная документация, а средства на эти цели неоднократно закладывались в инвестпрограмму. Возникли и проблемы со строительством детского сада в Отрожке.
Что тут сказать. Конечно, похвально, что в конкретных случаях депутаты озаботились возможной застройкой в особо охраняемых природных зонах. Надеемся, что такое внимание будет не спорадическим, а системным. Главное, чтобы это не было обусловлено пафосом: это наша делянка, вы её не трогайте. И для этого стоило бы обратить внимание на следующие аспекты.
1. Как известно, в 90-е большинство территорий детских оздоровительных лагерей оказалось в частных руках. Предполагалось, что это были предприятия, ставшие акционерными обществами, но по-прежнему заинтересованные в том, чтобы дети их работников могли отдыхать в оздоровительных учреждениях на природе. Однако большинство воронежских предприятий в 90-е, как известно, оказались в плачевных условиях — и постепенно проблема детского отдыха в них стала задвигаться на второй план. ДОЛы стали приходить в запустение и прекращать существование.
Проблема не только воронежская, но в нашем городе она встала особенно остро из-за иллюстративного разгрома высокотехнологичного производства, «не вписавшегося в либерально-рыночные отношения». Детские лагеря также отдавали в аренду, например, банкам и финансовым структурам, девелоперским организациям. А с этим социальный аспект отодвигался всё дальше и дальше. Серьёзный удар по детским лагерям нанесла эпидемия COVID-19, которая резко сократила число мест в оздоровительных учреждениях. Арендаторы, разумеется, со всеми этими проблемами возиться не захотели. Нет прибыли или хотя бы рентабельности — не будет и лагеря.
А в этом году выяснилось, что из-за закрытия южных аэропортов, усечённого авиасообщения, перегруженности железнодорожных пассажирских потоков, обеспокоенности родителей близостью с районами проведения СВО вывезти ребёнка на отдых за пределы региона стало сложнее. Не говоря уже о заграничных поездках. Вот тут-то и помогли бы очень оздоровительные лагеря на территории области. А сейчас получается, что под Воронежем не многим более 20 муниципальных стационарных детских оздоровительных лагерей, из них реально работают только 8. В ДОЛах Воронеж испытывает нехватку в 8-9 тысяч койко-мест. Такие сведения в июне распространил в своём телеграм-канале глава фракции «Единая Россия» в гордуме Роман Жогов.
2. Таким образом сама по себе ситуация с детскими оздоровительными лагерями является очень тревожной, если не близкой к критической. И решение Минприроды только подчёркивает то, что федеральная власть решать её не очень заинтересована. Ведь в последние годы во властных структурах явно взяла верх концепция: отдых ребёнка — дело его родителей. Концепция вредная и ущербная. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязывает власти всех уровней «регулировать деятельность организаций детского отдыха, заботиться о безопасных условиях пребывания, обеспечивать максимальную доступность услуг». Но, как часто бывает, хорошим общим словам в законах не хватает конкретики и практического применения. И получается, что организовывать достаточное количество мест для отдыха детей — не забота властей.
А раз государство смотрит на это сквозь пальцы, то что уж говорить о частниках. И рождаются потом инициативы, как у «Рудгормаша». А разве они одиноки? Недавно воронежский девелопер Илья Анохин заявил о намерении застроить территорию когда-то знаменитого и престижного, а теперь бывшего детского оздоровительного лагеря «Ласточка» в Дубовке таунхаусами. Примечательно, что об этом стало известно примерно тогда, когда Госдума приняла в I чтении законопроект о запрете перепрофилирования детских лагерей. Депутаты гордумы заявили, что собираются подготовить мораторий на изменение целевого назначения земель под детскими лагерями. Однако как сообщили тогда изданию «Коммерсант-Черноземье» источники в окружении девелопера, критику депутатов они считают «запоздалой», так как вопрос с активами лагеря уже был «решен в правовом поле», а принятые ранее гордумой Правила землепользования и застройки Воронежа не ограничивают развитие территорий бывших лагерей.
3. Такие истории наглядно иллюстрируют, что государству пора восстанавливать контроль над сферой детского летнего отдыха. Возрождать стратегию работы оздоровительных учреждений для детей — лагерей, профилакториев, пансионатов. Принимать новые государственные программы в этой сфере, в том числе инвестиционные. А то некоторые девелоперы начинают (по их мнению, вполне резонно) говорить: если лагеря всё равно не работают, почему земля не должна приносить деньги.
Так вот такие вопросы должны приводить к национализации земельных участков. Не может собственник распоряжаться особо охраняемой природной территорией по назначению — верни государству. Ведь часть статьи 9 Конституции РФ гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». То есть и пользу должна приносить прежде всего народу, а не девелоперскому бизнесу. А статья должна однозначно трактоваться как рамочное юридическое обеспечение защиты земли от хищнического использования. И государство должно следить за тем, чтобы система детского отдыха возрождалась, а не загиналась окончательно. Ведь частный бизнес по определению неспособен решать комплексные социальные проблемы, создавать и реализовывать масштабные социальные проекты. Это задача государства, о которой забывать неправильно и незаконно. Будем надеяться на то, что сентябрьские инициативы воронежских депутатов станут серьёзным шагом в правильном направлении.
P.S. А пока я, находясь в Сербии, поймал себя на мысли, что с некоторой завистью смотрю на невероятно зелёные сербские города — без признаков вырубки деревьев. И вспомнил Воронеж двадцатилетней давности — и у нас ведь когда-то так было.
Фото — Unsplash.