«Голубой экран» встречает
Около дороги возвышается большая надпись «Голубой экран», чуть дальше виднеются серые ворота. Войти на территорию без разрешения невозможно. На КПП охранник записывает паспортные данные всех входящих и выходящих в магазин беженцев. На территории лагеря царит мертвая тишина, только окна больших серых корпусов привлекают своим желтым светом. Достаточно войти в здание, чтобы тишина прервалась музыкой вперемешку со звонким смехом детей.
Беженцев разместили в четырех двухэтажных корпусах, которые располагаются по квадрату. На территории много деревьев, цветов и кустарников, среди которых виднеются красно-зеленые лавочки.
– В этот раз пункт временного размещения был подготовлены за 5 часов. За это время мы успели подобрать сотрудников на кухню, убрать корпуса и довезти жизненно необходимые вещи. Лагерь «Голубой экран» принял 126 беженцев. В комнатах живут в основном семьи от 4 до 5 человек, но есть и отдельные – для двоих. Питание осуществляется 4-разовое: завтрак, обед, ужин и кефир с булочкой перед сном. Помимо основной еды, в рацион входят фрукты и овощи, – рассказал Сергей Лоскутов, директор МАУ ЦДО «Перемена».
Все лучшее – детям
Несмотря на то, что люди находятся вдали от боевых действий уже несколько дней, в глазах их по-прежнему виден страх. Времени на сборы практически не было, поэтому многие приехали только с одними документами. Поэтому первым делом волонтеры собирают списки необходимых вещей.
В «Голубом экране» чисто и тепло. На каждом этаже есть холодильник, стиральная машина, телевизор, утюг, гладильная доска и даже микроволновка. Длинный коридор разделяет большая светлая комната, где дети рисуют и смотрят мультики. Среди беженцев – 26 детей школьного возраста. Для них организовали специальный автобус, который будет отвозить на занятия и возвращать в лагерь. Также в ближайшее время будет решаться вопрос об учебе студентов и о предоставлении им места в общежитии.
Дорога в тишину
Всю территорию лагеря можно обойти за пару минут, а вот одному из беженцев пришлось пройти с семьей целых 10 километров, чтобы оказаться в России (прим. ред. – в связи со сложившейся ситуацией мы не раскрываем фамилии и имена героев):
– Мы живем в приграничной зоне, из-за резко накалившейся обстановки нам пришлось бросить дом и пойти пешком навстречу неизвестности. Я не привык слышать каждый день разрывы снарядов. Страшно не за себя, а за детей. Когда под обстрелами они уезжают в школу за двадцать километров, мы с женой не находим себе места. От одной мысли становится страшно, но учиться нужно. На сборы у нас было мало времени, да и в руках много не унесешь, поэтому вещей мы взяли по минимуму, – рассказал житель Чугуновки.
Границу семья перешла быстро, потом их посадили в автобус и привезли в белгородский пункт временного размещения, где накормили горячим ужином и выделили место для сна. А уже на следующий день семью распределили в лагерь «Голубой экран».
– Здесь тепло и хорошо кормят. Может, кто-то привык к более роскошной жизни, но в нынешних реалиях это место для нас является спасением. Я рад, что в среду наши дети уже пойдут в школу. Они должны получать знания несмотря на то, что мы попали в такую ситуацию. Я чувствую, что здесь моя семья в безопасности. Впервые за долгое время я спал в тишине, а не под звуки разрывающихся снарядов.
Кто-то, уезжая, брал с собой огромную сумку, а кто-то пытался спасти жизнь своему верному «другу». Один из героев нашей публикации, долго не раздумывая, выложил часть вещей, но взял за пазуху своего кота. Всю дорогу он вез Бакса на руках. В комнате кот выбрал себе отдельное место – подоконник у окна, на котором расположился словно царь. Мужчина ждет, когда русская армия погонит врага подальше, чтобы можно было вернутся домой:
– Когда мы уезжали, дом был целый, но недавно я созванивался с соседом, и он сказал, что в подъезд влетел снаряд. От соседнего дома уже ничего не осталось. Будем надеяться, что это слухи, – рассказал мужчина из Купянска.
Еще одного героя везли в Воронеж в полотенце. Ему всего лишь 1,5 месяца, и он помещается на ладошке. Оскара бросить не смогли, потому что он полноценный член семьи:
– Оскар был слабым щенком, мы выхаживали его и кормили из соски. Он целых три дня с нами добирался до Воронежа. И в автобусе, и пешком, и поездом. Он молодец, выдержал все. Оскар обожает молочную кашу, поэтому здесь проблем с питанием у него нет, – рассказывает жительница Купянска.
Одна из хозяек Оскара – светловолосая энергичная и улыбчивая женщина. Но несмотря на улыбку, ее глаза были печальными:
– Мы не ожидали, что так будет. Только жизнь начала налаживаться. В городе было тихо, в больницу военные привозили лекарства и продукты. Сто лет такого питания не было. В меню была и молочная каша, и борщ с мясом, и даже салаты. Мы были как в раю, – рассказала героиня.
Дома у жительницы Купянска есть свой огород, на котором росли овощи и фрукты. За лето она с семьей закрыла полный подвал консервов: «Мы были готовы встречать зиму!».
– Украина предупреждала, что пойдет в контрнаступление, но мы не ожидали, что это затронет нас. Обстрелы начались очень неожиданно, бомбы прилетали по городу. Я для себя четко решила, что останусь со всеми стариками доживать свой век дома, а дочерей и внучек уговаривала уезжать. Но потом стало понятно, что оставаться здесь опасно. В чем на улице стояла – в том и уехала. Когда мы уезжали, город начали обстреливать. Чем дальше машины отъезжали – тем тише становилось, – отметила жительница Купянска.
В лагере волонтеры отдают всю душу людям, временно покинувшим дом, и делают все для их комфорта.
– Здесь хорошо, а главное – тихо. Но спать мне тяжело: душа болит и мысли одолевают. Все, что мы наживали, пришлось бросить. Теперь у нас нет ничего.
Фото и текст: Екатерина Дыгало.