Идёт 632-й день русской СВО на постукраинских территориях. О главных последних событиях — в традиционной авторской колонке обозревателя 36ON Владимира Сапунова.
Минувшая неделя принесла хорошие новости с большинства направлений фронта. Тактическая инициатива перешла к российской армии. И если ещё в сентябре мы говорили о разнонаправленности атак с обеих сторон, то сейчас преимущество в наступлениях — и количественное, и качественное — у войск Минобороны РФ.
Ситуация на Авдеевском направлении
Вот уже месяц мы с осторожным оптимизмом получаем информацию из Авдеевской агломерации. С начала октября, когда российская армия открыла здесь наступательную операцию, были достигнуты вполне ощутимые результаты.
Авдеевку берут в клещи с двух фасов — северного и южного. На севере последним достижением стало то, что украинцев выбили из Степового, которое перешло в серую зону. Неприятель откатился к Бердычам, где его поливают огнём наша артиллерия и авиация. Российские войска контролируют железнодорожное полотно западнее Красногоровки с вероятной целью продвижения дальше к Новокалиново, Керамику и Очеретино. Улучшены позиции в районе Коксохима.
На юге продолжается давление наших войск по линии Водяное — Тоненькое, но главным успехом стало занятие части промзоны со стороны Спартака. По разным оценкам, авдеевская промзона со стороны дач занята войсками Минобороны на 30-70%. Взятие индустриальной зоны даст возможность установить огневой контроль над южной частью Авдеевки. По-прежнему важнейшей задачей является взять под устойчивый огневой контроль трассу Орловка — Ласточкино, по которой неприятель получает пополнение в живой силе и технике.
Понятно, что положение ВСУ на Авдеевском направлении становится всё более тяжёлым. Наступление наших войск идёт медленно, но верно — с выгрызанием небольших территорий и попыткой минимизировать потери. У нынешнего киевского режима два варианта. Первый — устроить в Авдеевке мясорубку, подобную бахмутской, воюя в режиме полукотла. Второй — уйти из Авдеевки, пока будет возможность, сохранив часть своих подразделений на этом направлении.
Логика действий украинского руководства пока вроде бы позволяет сделать прогноз в пользу первого варианта — ничего просто так враг отдавать не будет. Однако по мере ухудшения ситуации для ВСУ в Авдеевке позиции военного руководства, которое явно будет настроено не повторять бахмутское безумие с огромными потерями при обороне города, могут усилиться.
Политическое значение Авдеевки для киевского режима переоценить сложно. Ведь сейчас на вопросы о неудачах контрнаступления ВСУ они могут ответить: а наши войска под Донецком. С другой стороны, выгнать врага из-под столицы ДНР и минимизировать таким образом её обстрелы — это важнейшая стратегическая задача для военно-политического руководства России.
Кроме того, взятие Авдеевки позволит угрожать не только Марьинке, откуда враг также терроризирует Донецк, убивая мирное население. Но и Курахову, Угледарскому выступу, а в перспективе и краматорско-славянской агломерации. Не говоря уже о том, что откроется прямая дорога Донецк — Горловка (сейчас из одного крупнейшего города ДНР в другой можно проехать только через Енакиево). Несколько спадёт напряжение для Горловки, а особенно для Ясиноватой, которую подвергают обстрелам чаще, чем любой прифронтовой город Донецкой Народной Республики.
В общем, плюсов огромное количество, но надо понимать, что процесс взятия Авдеевки (самого укреплённого на данный момент города на временно оккупированной украинцами территории ДНР) быстрым не будет, поэтому мы и говорим о ситуации на этом направлении с осторожным оптимизмом.
На других направлениях
Наша армия также наступает на Купянском и Артёмовском участках, откуда неприятель был вынужден перекинуть резервы в Авдеевку. На южном фасе под Артёмовском (Бахмутом) российским войскам удалось вернуть позиции, потерянные ещё в мае. Когда удастся выбить неприятеля с высот западнее Клещеевки (она сейчас в серой зоне), можно будет уже с уверенностью говорить о том, что тактика ВСУ на флангах Бахмута затрещала по швам. Особенно учитывая, что на севере от «крепости» у нашей армии в последнее время дела шли лучше — после успехов в районе Берховского водохранилища.
На Купянском направлении первоначальная задача остаётся прежней — пройти или обойти укрепрайоны ВСУ и пробиться к восточной границе стратегически важнейшего района Харьковской области. После нескольких попыток сделать это в районе Синьковки и Петропавловки российская армия сейчас усилила давление южнее — в секторе Кисловка — Котляровка.
ВСУ также пытаются атаковать на двух участках. Довольно неожиданной стала их вылазка к Горловке — первая с 2015 года. Им даже удалось взять один из терриконов неподалёку от крупнейшего города ДНР. Правда, зачем им это нужно — не очень понятно. Горловка ведь укреплена настолько мощно, что пойти на её штурм было бы откровенным самоубийством для врага. А вот с точки зрения пиара — вполне сойдёт, учитывая реальные неудачи.
Примерно то же, хоть и в меньшей степени, можно говорить о Херсонском направлении, где неприятель засел в Крынках на левом берегу Днепра, пытаясь создать себе таким образом плацдарм. По длительности это пока самая успешная попытка высадки десанта на нашей территории в этой части Херсонской области. До этого были Антоновский мост, Алёшки, Голая Пристань, Казачьи Лагеря и так далее.
Каждый раз всё заканчивалось одинаково для врага — его выбивали с занятых позиций с большими для него потерями. Существенно расширить плацдарм не удавалось нигде. Очевидно, что не удастся и в этот раз. Смущает только, что огневая поддержка десанта артиллерией, танками и особенно FPV-дронами сильнее, чем обычно. Что создало нашим войскам понятные проблемы. Но в том, что они будут решены, сомнений нет.
И ещё раз о крылатых ракетах
Также важным событием недавних дней стали удары ОТРК «Искандер» по церемонии награждения 128-й армии, а потом и по располаге 115-й армии ВСУ в Димитрово Запорожской области. Прекрасно выполненная нашими ракетчиками работа, которая привела к многочисленным жертвам среди офицерского (в том числе старшего) состава противника. В первом случае так вовсе «поздравили» неприятеля с Днём артиллериста. А ведь чтобы нанести такой эффективный как с военной, так и с медийной точки зрения удар, необходимо ещё провести сложную разведывательную работу.
Не надо забывать и о прошлогоднем опыте нанесения ударов по критической инфраструктуре противника — прежде всего энергетической и транспортной. Ведь в конце 2022 года, хотя «блэкаута» на Украине не случилось, всё же выведение из строя значительных энергетических мощностей не могло не сказаться на положении на фронте.
И надо очень осторожно относиться к заявлениям украинских официальных лиц по поводу того, что «энергоструктура и без ударов не сможет работать на полную мощность, будут отключения». Хитрят и обманывают, чтобы не было новых ударов. Особенно по подстанциям 750 кВт, что значительно усложнит процессы генерирования и распространения энергии.
Все успехи нашей армией достигаются в условиях ожесточённых сражений и тяжёлых погодных условий. И облегчать русским солдатам и офицерам задачи на линии фронта крылатыми ракетами и «гераньками» надо обязательно.
Поэтому удары по критической инфраструктуре надо возобновлять, должны вернуться медийно значимые атаки — с объявлением воздушной тревоги по всей Украине и красивыми кадрами взрывов в Киеве и Львове, Хмельницком и Днепропетровске.
Успехи на Авдеевском направлении — это прекрасно, но и в тылу противнику покоя быть не должно. Формулу «проблемы в тылу — проблемы на фронте» никто не отменял. Да и необходимости большего привлечения внимания аудитории к событиям тоже.
А ещё насущности подтверждения для западных хозяев Украины серьёзности наших намерений победить в этом вооружённом конфликте, выполнив цели и задачи СВО. Именно победить — без всяких самоубийственных перемирий или заморозок.