Сегодня в Сербии важная национальная памятная дата. Ровно 207 лет назад состоялась Битва при Дубле. Это было решающее сражение Второго сербского восстания. В той битве погибли сербские воеводы Милич Дринчич и Сима Ненадович, но туркам был нанесен невосполнимый урон. Сербы тогда остановили турецкие войска из Боснии и захватили в плен Ибрагим-пашу Никшичского. После этого турки отошли в Боснию и на территорию Мачвы больше не возвращались. Стратегический план паши взять Дубле, потом Шабац – и таким образом выйти к Вене – был разрушен. Больше сражений в рамках Второго сербского восстания не было, начался его политико-дипломатический этап. По результатам восстания Сербия получила значительную политическую и культурную автономию. А окончательно сербы избавились от 500-летнего османского ига, нанесшего огромный ущерб национальной культуре, после русско-турецкой войны 1877-78 годов.
Мемориальный комплекс, посвящённый Битве при Дубле, находится возле Храма Вознесения Христова в Дубле – памятники Миличу Дринчичу и Симе Ненадовичу, памятные доски, посвящённые погибшим в Балканских и Первой Мировой войнах. А на территории самой церкви (памятник культуры Республики Сербия с 1997 года) – склеп-мемориал, в котором хранятся останки сербских бойцов, погибших в Первой Мировой войне, и их противников – чехов, воевавших за Австро-Венгрию.
Мы съездили в Дубле и встретились там с настоятелем Храма Вознесения Христова, протоиереем Урошем Живковичем. И прежде всего спросили его, что значит Битва при Дубле для Сербской православной церкви и для сербского народа.
Отец Урош Живкович: Для нас это прежде всего важнейшая битва, в которой принимали участие исторические личности. В первую очередь воевода из Рудника Милич Дринчич и воевода из Вальево Сима Ненадович, брат протоиерея Матеи Ненадовича, первого сербского Правительствующего совета (фактически премьер-министра), и сын Алексы Ненадовича, погибшего во время «резни князей», которая стала поводом для Первого сербского восстания против Османской империи в 1804 году. Обоим воеводам турки отрезали головы, захватив сербских героев в плен.
Битва состоялась в День Святого Архангела Гавриила, который принёс благую весть о рождении Господа нашего Иисуса Христа, а до того – о рождении Святого Иоанна Крестителя. Битва стала воплощением духа нашего народа, который сделал важнейший шаг к освобождению от османских оккупантов, а церковь благословила воевод на это сражение. Перед битвой князь Милош Обренович, руководивший сербскими войсками, проводил сход воевод в Липолисте, в котором участвовало сербское духовенство. А некоторые священники, например мачванский протоиерей Никола Смильянич, принимали непосредственное участие в Бое на Дубле.
По легенде поводом для битвы стало то, что мачванцы украли девушку, дочку одного знатного турка и увезли её из Боснии в Мачву. Турецкое войско бросилось за похитителями и настигло их в Дубле. Возможно, легенда правильно описывает повод для сражения, в любом случае, как вы понимаете, причины сражения были иными.
До битвы три дня стояла сорокоградусная жара, а 25 июля пошёл дождик, паша разрешил своим солдатам передохнуть. Сербская разведка доложила об этом князю Милошу, и он решил атаковать. Сербские войска стремительно пересекли мост через Дрину и накидали факелы в отверстие для поступления воздуха в укреплённый ров, вырытый турками. Стремительная атака во многом предопределила исход битвы. Турки понесли огромные потери и больше никогда не возвращались на нашу землю.
На столбе в Дубле тогда написали: «Неће паша, неће моћи, преко Дубља никад проћи» («Никогда больше паша не проедет через Дубле» – прим. авт.).
В.С.: Как Сербская православная церковь отмечает это событие?
У.Ж.: 25 июля в День Пресвятой Богоматери-Троеручницы мы проводим Крестный ход и торжественную литургию. Начинаем на том месте, где стояла церковь, сожжённая турками. Сейчас мачванин, живущий в Младеновце и работающий там на железной дороге, владеющий на месте спаленной церкви участком земли, планирует построить там часовню. Как это уже сделали в Богатиче, где на месте сожжённой османами церкви воздвигли храм Святого Василия Острожского. А на месте торжественной литургии, в которой участвуют 10 священников, ставим честный крест. Всего торжества длятся четыре дня. Особенно многолюдно здесь было 7 лет назад – на двухсотлетие Боя на Дубле.
В.С.: И проводятся не только религиозные мероприятия.
У.Ж.: Да, празднества проходят при государственной поддержке. В первый день проводится выставка-конкурс художников – из Мачвы и окрестностей. Затем проходит концерт народной музыки и песни, для участия в котором приезжают коллективы из Белграда. И, наконец, конкурс «Дублянский воевода», в финал которого выходят 8 человек, соревнующихся в 8 конкурсах «на удаль». Тут всё в «хайдукских традициях»: кто дальше бросит камень с плеча, кто дальше и выше прыгнет, кто быстрее залезет на канат, перетягивание каната и так далее. Принимать участие может кто угодно, бывает, что и иностранцы приезжают.
В.С.: У вашей церкви есть важные исторические связи с русскими. Расскажите об этом подробнее.
У.Ж.: В 1942 году настоятель церкви Груйо Груйович, который сыграл огромную роль в строительстве храма, был вынужден за одну ночь собрать вещи и покинуть Сербию, поскольку немцы угрожали убить его и всю его семью. Ему на смену пришёл монах Симеон, а с 1944 до конца войны настоятелем был русский монах Алексей.
Он был эмигрантом, как и архитектор Василий Михайлович Андросов, по чьему проекту была построена наша церковь. Всего он спроектировал в тогдашнем Королевстве Югославия около 60 церквей, в том числе в нашей Шабацкой епархии: в Крупне, Любовии, Брезьяке. Они похожи, но есть отличия, невидимые со стороны. Наша церковь построена из кирпичей, а другие перечисленные из камня. Стиль сербско-византийский, с учётом опыта сербских средневековых умельцев. Его подчёркивают 8 куполов на триконхосе. Строили и расписывали храм и алтарь наши мастера и художники, в том числе иконописцы.
В.С.: В чём главный посыл Боя на Дубле для современной Сербии? В чём главный исторический урок сражения?
У.Ж.: В том, что вера и свобода – это слишком важные ценности, чтобы доставаться просто так. За них надо бороться. И каждому в ежедневной жизни. И нашему народу в целом.
В.С.: Эти мудрые слова вполне соответствуют завету царя Душана Сильного о том, что сербам никто свободу просто так не даст, за неё придётся воевать. Посыл этот очень актуален для современной Сербии, а тем более для России. Этим и завершим нашу беседу.
Беседовал и перевёл с сербского Владимир Сапунов.
Фото автора.