Трагическая история бывшего парламентария Воронежской областной Думы и исполнительного директора ООО «ЭкониваАгро» Александра Рыбенко никак не придет к логическому завершению. После нападения в 2018 году экс-депутат пытается добиться справедливого, по его мнению, приговора для подозреваемых. Однако пока судебные решения лишь удивляют бывшего народного избранника и его адвоката.
Пять лет назад в селе Щучье Лискинского района произошло одно из самых громких и шокирующих преступлений в Воронежской области за последнее десятилетие. История, похожая на криминальные хроники 90-х, случилась с бизнесменом, и на тот момент депутатом, и его семьей. Подробностями истории поделилось издание «Коммерсантъ».
Пытки утюгом и ограбление
В ночь на 12 октября к Александру Рыбенко и его семье приехал гость. Компания мирно отдыхала, когда в дом ворвались вооруженные люди. Предприниматель рассказывал, что незнакомцы напали на гостя и его семью, связали, а после стали требовать от бизнесмена 5 млн евро, урожая оружием. Такой суммы, по словам экс-депутата, в доме не было. Связанных людей избили, сыну Александра Рыбенко сломали челюсть. Самого же бизнесмена подвергли пыткам – позднее медики диагностировали ожоги второй и третьей степени всей задней поверхности тела. Даже после лечения Александр Рыбенко не смог полностью восстановиться и потерял до 35% трудоспособности.
Не добившись миллионов евро, вооруженные незнакомцы скрылись, прихватив в собой 500 тысяч рублей наличными, а также забрав вещи на 4 млн рублей и драгоценности. В Лискинском РОВД возбудили уголовное дело по статье «Разбой в составе преступной группы с нанесением тяжкого вреда».
Преступление и наказание
Двух фигурантов, Руслана Павлова и Георгия Ахвледиане, удалось задержать довольно оперативно – в ноябре 2018 года. ДНК этих мужчин нашли на месте нападения. Оба злоумышленника являются жителями северной столицы. По версии следствия, Павлов, предположительно, стал организатором разбойного нападения, а Ахвледиане якобы взял на себя роль главного активиста – вроде как мужчина, выпив прямо во время налета, бил бизнесмена гвоздодером по голове.
Позднее правоохранители нашли еще двух предполагаемых участников разбоя, и тоже петербуржцев - Сергея Виноградова и Артема Горобинского. Кроме того, в компанию затесался москвич Виктор Бабихин и местный житель – Иван Ещенко. Последний, кстати, подозревается еще и в поджоге имущества экс-ректора строительного университета Сергея Колодяжного.
После 9 месяцев разбирательств Руслан Павлов, Сергей Виноградов, Артем Горобинский и Иван Ещенко заключили досудебные соглашения о сотрудничестве и наказание для них смягчили. При этом вину в нападении на экс-депутата никто из них так и не признал. Фигуранты уголовного дела сообщили правоохранителям, что, вроде как, они лишь хотели украсть автомобиль Рыбенко стоимостью 3 млн рублей. При этом машина в итоге так и осталась на месте – мужчины пояснили, что якобы не смогли открыть ворота. Вопрос - неужели поездка из Санкт-Петербурга стоила угона вполне заурядного автомобиля в воронежской глубинке – остается, по всей видимости, без ответа.
В итоге все четыре «угонщика» получили довольно небольшие сроки – от двух до трех лет, так что уже в 2021 году некоторые фигуранты уголовного дела вышли на свободу. Заключительное на данный момент судебное заседание с обвиняемыми Георгием Ахвледиане и Виктором Бабихиным состоялось в августе 2023 года. Им дали по 10 лет 6 месяцев в 10 лет колонии, соответственно. При этом обвинение просило 13 и 12 лет тюрьмы. А недавно осужденные решили обжаловать приговор и подали апелляцию.
Не конец истории
Потерпевший Александр Рыбенко и его адвокат Виктор Сопко считают, что судебное разбирательство пошло по странному сценарию. Во-первых, экс-депутат не верит, что главной целью подозреваемых был угон автомобиля. Бывший парламентарий считает, что поездка из северной столицы ради машины – предприятие сомнительное. Напомним, что стоимость автомобиля составляла примерно 3 млн рублей. Интересно, что нападавшие, судя по всему, не бедствовали. Например, у Артема Горобинского во время обыска нашли 26 тысяч евро и 8,5 тысяч долларов. А Руслан Павлов вообще купил себе квартиру в Воронеже на время домашнего ареста. Кроме того, как утверждает бывший народный избранник, его вроде как не вызывали на опознание фигурантов дела. При этом бизнесмен считает, что узнал голос одного из подозреваемых на аудиозаписи, которая была представлена ему с проведенного судебного заседания.
Еще у Александра Рыбенко возникает вопрос о количестве заключенных досудебных соглашений. Такие договоренности, как правило, позволяют следователям выявить новые факты совершенного преступления. Цена – смягчение наказания. Но нужны ли были целых четыре договора следствию? И дали ли они хоть что-то для справедливого суда? Или от этого выиграли только фигуранты дела, получившие небольшие сроки?
Также бизнесмен жалеет, что действующее судебное законодательство не позволяет ему, как потерпевшему, выразить отношение к заключению подобных договоров фигурантов со следствием. Соответственно, повлиять на такие договоренности потерпевшая сторона тоже никак не может.
Адвокат бывшего парламентария Виктор Сопко отметил, что согласно постановлению пленума Верховного суда России от 2012 года потерпевший все-таки может высказать свое мнение относительно разбирательства дела в особом порядке. Также служители Фемиды должны проверить все доводы.
Журналисту «Коммерсанта» в областной прокуратуре, к слову, сообщили, что после того, как было задокументировано досудебное соглашение и до передачи дела в суд, прокуратура обязана проверить, были ли полностью соблюдены все условия. А вот дальше решает судья. Что касается дела потерпевшего Александра Рыбенко, то в данном случае суд посчитал, что все соглашения были заключены вполне законно.
А вот сторона обвинения с итогами не согласна и считает, что наказание для двух главных фигурантов, которые так и не признались в жестоком нападении, должно быть гораздо строже. Того же мнения, разумеется, придерживается и экс-депутат Облдумы.
Дата апелляции, поданной осужденными, пока не назначена. Мы будем следить за развитием событий.