Видеодомофоны подключат к системе «Безопасный город» в Воронеже

Проект застройки на месте леса под Воронежем не согласовали власти региона

Деловая неделя продолжается. Сегодня стоит брать новые вершины, но астрологи не рекомендуют идти по головам

Губернатор поделился подробностями атаки БПЛА на Воронежскую область

Очень удачный день, но все в той же деловой сфере, романтика пока, увы, продолжит стагнировать

Иномарка перевернулась в центре Воронежа

В небе над Воронежем в ночь на 17 сентября сбили беспилотник

Воронежские спасатели получили медали за ликвидацию ЧС

Даты повышения выплат на детей озвучили воронежцам

В Воронежской области более 2200 человек пострадали от укусов клещей

Воронежским школьникам предложили список рекомендуемых фильмов и литературы

В федеральный розыск объявили сына сотрудницы ФНС после ДТП с погибшей выпускницей журфака

Сегодня действительно можно будет совершить невозможное, однако для этого придется, как минимум, пойти на риск

Воронежский подросток получил ожоги 80% тела при ударе током на ж/д станции

Выпускник воронежской школы из мести ограбил бывшего директора

Запрет на продажу алкоголя установят в День города в центре Воронеже

В России по уровню безработицы Воронежская область заняла 51 место

Общая явка на выборах в Воронежской области составила более 54 процентов

В больнице умер пострадавший от БПЛА воронежский фермер

Пожарная часть, школа и детсад останутся без воды в Воронеже 16 сентября

В Воронежской области за три дня выборов проголосовали 53,8% избирателей

Волна рабочих дней продолжается – по-прежнему астрологи советуют сосредоточиться на моментах делового характера, а не личного, для него будет другое время

Трехдневное голосование началось в Воронежской области

Сегодня не стоит гнаться за идеалом. Помните, что лучше сделать и ошибиться, чем вообще ничего не сделать

Сегодня продолжится тенденция предыдущего дня – преобладание строгого настроя и рационального подхода

Стоимость салюта на День города в Воронеже снизилась до 3,5 млн рублей

Расписание рейсов внезапно появилось на сайте воронежского аэропорта
 

Стал известен доход председателя Воронежской областной Думы

Увы, творческим людям сегодня придется нелегко, ведь в этот день стоит надеться только на свой разум

В небе над Воронежской областью за ночь сбили 16 дронов: повреждены дома, теплица и гараж

Авторы

Командировка в Донбасс: грозный тыл Алчевска

some alt text
Алчевск – город областного значения в ЛНР, находящийся в 40 километрах к юго-западу от Луганска. Когда-то этот населённый пункт был известен как Ворошиловск и Коммунарск, с 1991 года носит название одного из своих основателей. 
 
С началом Русской весны и народного вооруженного восстания на Луганщине Алчевск прославился бригадой «Призрак» во главе с легендарным комбригом Алексеем Мозговым. Батальон, созданный в апреле 2014 года в столице нынешней ЛНР, затем превратился в механизированную бригаду, и самые славные его страницы истории, особенно битва под Дебальцево, связаны именно с Алчевском. 
 
 
На его окраине городское кладбище, на котором похоронены бойцы «Призрака», в том числе и Мозговой, чью машину подорвали 23 мая 2017 года. «Очень тяжело терять друзей, невероятно тяжело», – говорит Раиса, в 2014-2016 годах служившая в «Призраке», а теперь сотрудница МВД ЛНР. Она пришла со мной на могилы бывших боевых товарищей, коротко рассказывает о них. На памятнике фотография красивой женщины. «Это Таня, позывной «Алиса», – поясняет Раиса. «Участвовала в освобождении Чернухино и Дебальцево. Подорвалась на мине 1 апреля 2016 года, у неё остались дочка и внучка». 
 
 

«Там много новых, «апрельских», – с трудом выговаривает ветеран «Призрака» Дмитрий, позывной «Карат». К нему мы пришли в гостиницу, где сейчас расквартированы «призраки», для интервью. «В бой в первые дни СВО бросили необученных резервистов, отсюда много потерь в НМ ЛНР. Вот покойный Мозговой, царство ему небесное, он любил солдата, берёг, всегда в первую очередь думал о минимизации потерь. Сейчас тоже вроде стали думать, но погибших в начале спецоперации после возобновления боевых действий не вернёшь». 
 

Хотя Алчевск совсем недалеко от Луганска, военное время здесь ощущается гораздо сильнее. По ночам, утрам и вечерам гремит канонада – ПВО в районе Стаханова и Первомайска работает постоянно, перехватывая украинские снаряды. Слышна работа РСЗО и гаубиц. Совсем недалеко, в 100 километрах на север, сейчас начинаются решающие бои за Артёмовск, Северодонецк и Лисичанск – на самом успешном сейчас для союзных войск участке фронта. 

Воды в городе практически нет: дают раз в два дня на шесть часов – утром или вечером. Немного лучше ситуация в домах, которые расположены близ социальных объектов – больниц или поликлиник, детских садов или школ – здесь вода бывает чаще. Водоснабжение Луганска и Алчевска осуществляется из разных водозаборов.
 

Алчевск обстреляли всего один раз – в августе 2014 года, но большинство мужчин из города металлургов и шахтёров сражались на фронте во время донбасской войны. Ушли воевать и сейчас. В городе сегодня стоят чеченские добровольческие отряды, которые воюют на севере республики. Здесь немало беженцев, их разместили в общежитиях. Мужчины призывного возраста, которых мы встречаем на улице, вызывают у нашей спутницы Раисы, мягко говоря, неодобрение. «Корёжит меня от мужиков, которые не идут защищать свой край», – говорит девушка, жених которой на фронте. «Понимаю, что это, в основном, беженцы из освобождённых районов. Не хотят их брать, боятся, что дезертируют. Только добровольно. Но есть и местные, которые косят, а бабы их ещё и прячут от военных действий. Тьфу. Таких немного, но встречаются». Население города перепись 2020 года оценила примерно в 120 тысяч человек.  
 

Как и в Луганске, в Алчевске много пустырей, диких зелёных полос, лесопосадок. В Воронеже про такие уже почти забыли – девелоперы уже давно нацелились на парки и скверы, куда тут вспоминать дикие лесополосы. Город буйно цветёт – повсюду, как обычно бывает в это время года в Южной Руси, благоухают каштаны и сирень. Новых зданий практически нет – сплошная советская постройка. Дороги разбиты, как в Воронеже с 1991-го до 2010 года, не ремонтировали их с советских времён. Не до дорог, конечно, сейчас. Хотя местные жители и высказывают недовольство тем, что якобы большинство «денег из Москвы» идут в ДНР, намекают на то, что часть их используется не по назначению. Но всё же трудности большей частью носят объективный характер. 

Фонтаны, как и в Луганске, не работают. В Донецке, кстати, большинство фонтанов в центре функционируют. А здесь – нет. Любимое место отдыха алчевцев сейчас – парк на территории храма Георгия Победоносца. Там и пруд с двумя чёрными лебедями, и клетки с павлинами, кроликами и нутриями. Недалеко сквер у городской администрации – там у памятника Алчевскому собирается молодёжь.
 

С продуктами питания никаких проблем нет, а вот с одеждой есть. Во время празднования Дня республики 12 мая видел девушек в платьях, которые они явно позаимствовали у мам и даже бабушек. «У нас весьма популярен секонд-хенд», – говорит Раиса. – «Бедность вынуждает, а вещи там добротные. Но нищими нас тоже нельзя называть, живём вполне сносно».  

Детские сады работают, как обычно, хотя в конце февраля их закрывали. А вот школы в целях безопасности переведены на «дистанционку». Раиса, у которой дочь ходит в седьмой класс, считает это профанацией, и по её словам, большинство родителей с этим согласны. Увы, военное время качественному образованию совсем не помощник. Ни в школах, ни в университетах. К тому же из вузов и студенты, и преподаватели уходят на фронт. 
 

В городе два основных завода – металлургический и коксохимический. Оба работают, но с известными проблемами – не хватает ни людей, ни производственных фондов. Но для нынешней ЛНР и это за благо, учитывая, сколько предприятий остановлено или просто полностью разрушено. Нехватка мужчин, как и в ДНР, ощущается во всех сферах. Любая коммунальная авария может создать серьёзные проблемы, специалисты в сфере ЖКХ ведь тоже на фронте. Кстати, незадолго до начала СВО на металлургическом заводе главным акционером стала российская компания, которая подняла зарплаты. А мужскую работу часто берут на себя женщины – и это характерно для всей республики. 
 

Как и на всём Донбассе, алчевцы твёрдо верят в победу и очень её ждут. «Намучались мы за 8 лет, хотим, чтобы скорее всё это кончилось», – здесь это можно услышать повсеместно. Но окончание они видят только в разгроме ВФУ, ни на какие полумеры не согласны. «Больше всего боюсь, что операцию остановят», – высказывает частое здесь опасение Раиса. – «Тогда всё будет зря – и гибель стольких наших пацанов, и столько покалеченных, и мучения в тылу. И, разумеется, поскорее хотим в Россию». Это мы слышим в течение всей поездки по Донбассу. И такое единодушие укрепляет в уверенности в том, что никаких минсков и хасавьюртов не будет – а СВО доведут до победы.  
 

Кошка Соня и попугайчики Даша и Кеша у Раисы дома о происходящем ничего не знают. Зато помогают справиться с нервотрёпкой – девушка ещё и собирает и развозит по ЛНР гуманитарную помощь. Домашние животные –это уже проекция счастливой мирной жизни, которая скоро, нет сомнений, наступит. 
 
Автор текста и фото: Владимир Сапунов
 
Все публикации спецкоров 36on из ДНР и ЛНР можно найти здесь – Командировка специальных корреспондентов 36on в Донбасс