Очень часто бывает, что когда люди разводятся, они пытаются таким образом решить свою проблему. При это мало кто из них думает, какие проблемы после этого могут возникнуть у их детей, если они к тому моменту еще привязаны к своим родителям. На круглом столе в Доме журналистов собрались эксперты, которые прямо или косвенно имеют отношение к разрешению ситуаций, связанных с разводами.
К сожалению, в нашей огромной стране почти каждый ребенок сталкивался с тем, что родители больше не хотят жить вместе. Уполномоченный по правам ребенка Ирина Попова рассказала, что эта тема часто актуальна еще и потому, что с вопросами о защите прав несовершеннолетних родители чаще всего обращаются, когда возникают проблемы в семейных взаимоотношениях.
Обычно людей интересуют вопросы порядка общения с детьми при раздельном проживании и определении их места жительства. Даже решение суда, по мнению уполномоченного по правам ребенка, не всегда обеспечивает реализацию права несовершеннолетнего на общение с родителем, который с ним не живет. Это, по ее словам, часто происходит по причине того, что в процессе решения семейного конфликта родители думают о моральном состоянии ребенка в последнюю очередь. Законодательство, грубо говоря, предусматривает идеальных родителей, а такими в ситуации развода быть сложно.
Учет мнения ребенка в таких случаях обязателен только после того, как ему исполнится 10 лет. До этого времени судьи не склонны привлекать их к судебному процессу из-за их незрелости. И тогда родители, если у их ребенка есть какое-то мнение на этот счет, часто используют его в своих интересах. И здесь иногда появляется синдром родительского отчуждения: ребенок говорит, что ни при каких обстоятельствах не хочет общаться, например, с отцом, а потом выясняется, что отношения у них всегда были нормальные, но мама и бабушка настраивали ребенка против супруга. И эта ситуация, конечно, очень сильно влияет на решение суда: мама говорит, что не против общения ребенка с отцом, но ребенок же сам этого будто бы не хочет.
Иногда бывает, что муж создает ситуацию, прикоторой женщина просто вынуждена уйти из дома. Ребенок также может стать своего рода заложником: отец не отдает его матери, потому что та ушла. Детский психолог Татьяна Пономарева рассказала, что периодически после этого к ней приходят такая женщина и просит написать бумажку о том, что ее муж, например, неадекватный и наносит вред ребенку.
– И мы начинаем проигрывать эту ситуацию, если ребенок маленький: какое у него отношение к маме и какое отношение к папе. И очень часто всплывает в игре, что он чего-то хочет, а этого нельзя: его же так учили, что «папа опасный, может прийти с ружьем со мной гулять, меня забрать и не отдать». При этом потом ребенок сам говорит, что папа ему никогда в жизни не угрожал, что ему с папой всегда хорошо, – рассказывает Татьяна Пономарева.
Идеальный вариант, если родители в итоге понимают, насколько важно для ребенка общение с обоими родителями и что с ним будет, если, например, с мамой мальчик общаться перестанет. Тогда некоторые пары отодвигают свои недопонимания на второй план и начинают общаться с ребенком в присутствии детского психолога – родители чувствуют себя безопасно в присутствии специалиста, да еще и получают ценный опыт работы с ним.
– Что вам важнее: бумажка о том, что один из вас, грубо говоря, псих, или здоровье вашего ребенка? – задает риторический вопрос Татьяна Пономарева.
Иногда ребенок выступает как способ удержать любимого человека. Еще психологи говорят, что чем конфликт глубже, тем больше сужается мировоззрение. В таком случае при разводе родители иногда поглощены обидой и рассуждают как маленькие дети. Иногда в конфликте принимают участие близкие – бабушки, тети, подруги. И чем больше этот клубок ссоры, тем сложнее его распутать и всем угодить. А иногда ребенок уже по решению суда живет с мамой и вынужден приспосабливаться, чтобы не слышать от нее: «А это ты у своего папы проси, это он нас до этого довел».
Даже сами дети уже обращают внимание, что почему-то когда ты хочешь водить машину, нужно сдавать на права. А вот когда люди хотят завести ребенка – они почему-то не сдают некий экзамен на эту тему. Не все люди знают про становление семьи, ее кризисы, сложности при появлении ребенка и многие другие важные моменты. И в школах часто не учат тому, как разрешать подобные ситуации в семье – иногда этот предмет ведет условный учитель труда, которому не хватает часов. А такие программы для будущих молодоженов и родителей крайне важны. Все-таки ребенок счастлив в счастливой семье.
Фото на главной – Pixabay.