Расчистка рек, вырубка деревьев в городе и вероятность загрязнения воды из-за появления в городе нового кладбища – у воронежцев к экологам накопилось много вопросов. На самые острые из них накануне, 27 января, во время прямого эфира постаралась ответить руководитель департамента экологии Воронежской области Наталья Ветер. За эфиром можно было следить в пабликах областного правительства. Для тех кто не успел – пересказываем самые важные моменты.
О вырубке деревьев и уходе за зелеными насаждениями
– Департамент природных ресурсов, также как и другие структуры правительства Воронежской области, не уполномочены заниматься вопросами зеленых насаждений. Это сфера ответственности органов местного самоуправления. Но, несмотря на это, могу сказать, что мимо себя мы не пропускаем такие вопросы. Плотно сотрудничаем с общественниками, которых волнует тема зеленых насаждений. Важно бережно, но адекватно относится к любому дереву. В случае, если дерево имеет признаки аварийности, оно может представлять опасность для жителей. Много возрастных деревьев у нас в Левобережном и Центральном районах города. Они требуют постоянного ухода.
Спикера спрашивают по поводу территории воронежского зоопарка. Там была разрешена вырубка и обрезка насаждений, поясняет Наталья Ветер. Пылящие тополя, на взгляд специалистов, да и многих горожан, требуют замены. На территории зоопарка сейчас как раз происходит замена всего зеленого фонда.
Про ситуацию с Северным лесом
Еще один вопрос от пользователей: были ли найдены и наказаны виновники вырубки деревьев на территории Северного леса.
– Мы отправили в полицию ту информацию, которую нам сформировал Лесозащитный центр – организация проводила последнюю экспертизу. Их заключение не многим отличается от предыдущего, сделанного экспертами Лесотехнического университета. Обнаружить виновников мы не можем. Департамент природных ресурсов не располагает функцией дознания, хотя мы и догадываемся, чьих рук это дело. В данном вопросе необходимо обоснование с юридической точки зрения.
Уходовые работы в 2022 году запланированы. Они будут проходить в соответствии с утвержденным проектом благоустройства.
О строительстве нового кладбища и влиянии такого соседства на качество воды
Многих горожан волнует соседство с новым кладбищем, которое планируется построить для города. Не скажется ли это на качестве питьевой воды?
– Вопрос к службам Роспотребнадзора. Я видела инициативу жителей, которые просят ознакомиться с проектными решениями. Мы также готовы включиться в эту работу, чтобы было понимание по водозаборам. Централизованный он или нет? Нужно знать характеристики скважин. Когда жители будут готовить к нам свое обращение, мы со своей стороны сделаем встречные запросы, потребуется подтверждающая документация.
Про лицензирование водозаборных скважин в СНТ
– Лицензия требуется всем садовым некоммерческим товариществам, которые осуществляют подачу воды потребителям, – напоминает спикер. – Однако есть разница между лицензией на питьевую и техническую воду. Вопросы принципиально разные. Если на питьевую – устанавливается санитарная защитная зона. Никому не хотелось бы пить воду, которая подпитывается из выгребных ям. Если речь о воде технической, установления санитарной зоны не требуется.
Про ситуацию у озера Круглое в Подгорном
– Озеро Круглое – это тоже особо охраняемая природная территория. У нас сегодня идут судебные разбирательства с собственником, в данном вопросе мы пойдем до конца. Траншея, которая там была вырыта, находится за пределами ООПТ. В рамках рейдовых мероприятий мы начинаем работу. У нас есть основания этим вопросом заняться. Ситуация визуально была обнаружена (прим. – речь идет о спутниковых картах Google) в осенний период этого года.
Воронежцы предлагают создать народную карту экологических нарушений региона. Глава департамента идею не поддерживает. Куда более рабочая схема, считает Ветер, напрямую обращаться к экологам. Специалисты отслеживают все информационные поводы, которые касаются сферы экологии (в том числе с помощью СМИ, мессенджеров и т.д.) и стараются оперативно реагировать. А карта не будет объективной. Это довольно тяжелый формат.
О реализации нацпроектов
– В регионе реализуются нацпроекты по расчистке реки Осередь в Бутурлиновском и Павловском районах. Мы закончили расчистку реки Икорец. В прошлом-позапрошлом годах. В этом году планируется начало строительства полигонов ТКО в Калачеевском и в Поворинском районах. Также получили положительное заключение на размещение аналогичных объектов в Бобровском и Россошанском районах.
О загрязнении и обмелении рек, а также о расчистке реки Дон
– В план реабилитации бассейна реки Дон будет входить расчистка всех рек, которые располагаются в границах нашей области. В том числе и Битюг. Проект стартовал с этого года. К нему уже подключились наша область, а также Ростовская и Липецкая. Вопросы проработаны. В течение трех лет проводился мониторинг этих объектов.
На протяжении 10 лет, по официальной информации, на территории региона наблюдается маловодье. Это из-за очень низкого уровня осадков. Напряжение по истощению водных объектов в области тоже есть. Но мы стараемся подойти к этому вопросу с учетом мнения научного сообщества.
О строительстве в районе гидроузла в прибрежной зоне водохранилища
– Отдел надзора уже выезжал на место. Мы направили запросы по предоставлению информации: кто занял участок, по какой причине. Поскольку 20 метров от уреза воды – это неприкосновенная территория ни для кого, ни при каких обстоятельствах.
О застройке на берегах Усманки
– Водный объект – это федеральная собственность, однако на нарушения реагируют все структуры. Мы выявляем участки, которые расположены практически поперек водного объекта. Работы идут активно. Сегодня на контроле 91 водный объект, Усманка в том числе. Публичная кадастровая карта Росреестра общедоступна. Будем крайне признательны жителям, если в случае выявления такого объекта они к нам обратятся. Система реагирования на подобные правонарушения прорабатывается.
О проведении и качестве работ по расчистке реки Тавровка
– Мы не считаем, что работа была выполнена качественно, – категорично заявляет спикер. – Подрядчик выявил серьезные ошибки в проектных решениях. Несмотря на то, что проект имеет положительное заключение экспертизы, такие случаи на территории региона были. Это не только проблема нашей области. Как правило, когда ведется расчистка реки, изымаются только иловые отложения, но здесь состав донных отложений не был идентичен тем, которые обозначены в проекте. Работы приостановлены. Контракт будет расторгаться. Рассчитываем, что проектная документация будет скорректирована за 2-3 месяца. Надеемся, что в этом, или в крайнем случае, в следующем году работы будут закончены.
Фото – Дом журналистов.