Недавние кадровые изменения в воронежском Театре юного зрителя, которые обернулись громким скандалом, сегодня, 26 января, прокомментировала руководитель регионального департамента культуры Мария Мазур во время пресс-конференции. Во встрече также приняли участие новый худрук театра Евгений Кочетков и директор ТЮЗа Андрей Васильев, которые рассказали о планах по развитию театра.
О сокращении ставки главного режиссера
14 января коллективу Театра юного зрителя
представители нового художественного руководителя культурного учреждения Евгения Кочеткова. До этого такой должности в театре долгое время не было, а его функции, по сути, выполнял главный режиссер Вадим Кривошеев. В связи с кадровыми перестановками с апреля его ставку сократят.
По словам руководителя департамента культуры Марии Мазур, перемены назревали давно. И в театр нужно было «вдохнуть новую жизнь». Вернуть ставку худрука попросили сами артисты, рассказывает спикер. Без лишней шумихи написали летом письмо в департамент. Уже в сентябре в театре состоялся общий сбор, на котором было заявлено о начале поисков художественного руководителя.
Напрямую Кривошееву никто не говорил, что его работой недовольны. Однако Мазур обращает внимание, что помимо постановки спектаклей театры должны выезжать на гастроли, участвовать в фестивалях. С этим в ТЮЗе действительно было не все гладко.
По словам директора ТЮЗа Андрея Васильева, Вадим Кривошеев знал, что в случае назначения худрука именно к нему переходит часть функций главного режиссера. Однако речи об увольнении Кривошеева не шло, и до сих пор не идет. Ему была предложена должность режиссера-постановщика. Пока он на столь щедрое предложение не согласился.
Вероятно, считают коллеги, это связано с тем, что Вадим Леонидович с октября является также худруком Волгоградского молодежного театра. В любом случае, у него еще есть два месяца на принятие решения.
– Я не понимаю, что вызвало повышенный интерес к кадровым перестановкам в ТЮЗе, – продолжает тему председатель общественного совета департамента культуры Воронежской области Бронислав Табачников. – Ничего особенного ведь не произошло. Несколько лет назад мы утверждали на общественном совете Андрея Александровича и Вадима Леонидовича. Но прошло какое-то время и мы видим, что что-то не получается. За последнее время мы не увидели спектаклей, которые бы привели молодежь в этот театр. Хотя в ТЮЗе были прекрасные спектакли.
Заметный упор спикеры сегодня сделали на реализацию проекта «Пушкинской карты», которую в регионе получили уже около 50 тысяч человек. Таким образом регион вышел на первое место по ЦФО. Чаще всего по «Пушкинской карте» воронежские зрители ходят в воронежский Театр драмы, второе место между собой делят Камерный и Театр оперы и балета, рассказала Мария Мазур. А вот у ТЮЗа, на который у властей судя по всему были большие надежды, показатели оказались очень низкие.
Из комментариев спикеров следует, что как такового разговора с занимавшим последние годы должность главного режиссера ТЮЗа Вадимом Кривошеевым не было. Его просто поставили перед фактом о сокращении ставки. Прислали бумагу. Повод обидеться был. На сегодняшней пресс-конференции, во время которой желательно было бы услышать точку зрения второй стороны конфликта, Вадим Кривошеев, к сожалению, отсутствовал.
Мнения артистов театра по поводу кадровых перестановок разделились. С одной стороны многие искренне рады переменам и рассчитывают, что с приходом новых людей театр наконец-то сможет громко заявить о себе, с другой – некоторые сотрудники опасаются вмешательства властей в политику театра. Так, во время пресс-конференции руководитель литературно-драматургической части театра Геннадий Колосов уже заявил о том, что его попросили предоставить доступ к соцсетям театра человеку из властных структур. Отвечать напрямую, для чего это нужно, Мария Мазур отказалась, заявив, что это «внутренние дела театра».
О премьерах
Тем временем вступивший в свою должность Евгений Кочетков довольно активно взялся за выполнение новых обязанностей. Худрук рассказал, что получил предложение о работе после того, как осенью поставил в ТЮЗе спектакль «У ковчега в восемь».
– Теперь как художественный руководитель я планирую и созданию программу. Считаю, что в любом театре ее нужно составлять на годы вперед. Чтобы понимать, какая будет эстетика, какие названия, какие режиссеры к нам будут приезжать, в каких фестивалях мы будем участвовать и на какие гранты сможем претендовать.
В 2022 году в ТЮЗе планируют поставить три спектакля на большой сцене. Первый из них – «Последняя жертва» по Островскому будет иметь возрастное ограничение 16+ . Над этой постановкой вскоре начнет работать довольно известный театральный режиссер Анатолия Ледуховский. Премьера запланирована на 27 марта.
Еще один спектакль поставит сам Евгений Кочетков. А над третьим предложат поработать приглашенному режиссёру.
– За эти 10 дней я провел ряд переговоров. Я разговаривал с Марфой Горвиц, с Викторией Печерниковой, которая ставит в Камерном театре. Она спец по музыкальным спектаклям, может быть нам удастся с ней поработать в 2023-2024 годах. Также общался с Филиппом Гуревичем, Юрием Печенежским. В конце сентября – начале ноября один из режиссеров будет ставить у нас детский спектакль для ребят от 6 лет.
Уже весной в ТЮЗе планируют провести лабораторию по написанию пьес.
– А в мае мы проведем режиссерскую лабораторию, которая так понравилась в прошлом году артистам. Также как и в прошлом году будет создано три эскиза. На основе этой лаборатории мы выберем работы, по которым поставим спектакли – может один, может два а может и три спектакля для подростков.
Также Кочетков намерен в 2022 году реализовать или хотя бы начать реализацию еще двух амбициозных проектов. Первый – это так называемый игровой «бейби-театр» для самых маленьких зрителей. Спикер отмечает, что нечто подобное уже есть в воронежском Кукольном, однако одной такой программы для города-миллионника недостаточно. Второй проект – образовательный, будет рассчитан на школьников ( для начала 6-9 классы, а в дальнейшем возможно расширят и на 10-11). В ТЮЗе постараются найти с подростками общий язык. Работать планируют в формате лаборатории сторителлинга. Под проект намерены искать грант, чтобы реализовать все на должном уровне. Не исключено, что под второй проект потребуется новое камерное пространство.
О модернизации
Здание воронежского ТЮЗа довольно непримечательно, да и в целом его интерьеры уже выглядят устаревшими. Это тоже со временем рассчитывают исправить.
– Все что касается развития пространства – это очень важно, – заявляет Мазур. – Чтобы молодежь приходила в атмосферу, которая им нравится. Мы уже начали эту работу: в театре заменили кресла, повесили новый красивый занавес, но этого, конечно же, недостаточно. В театр зритель должен хотеть вернуться. Сейчас мы разрабатываем концепцию входной группы, фойе, зимнего сада. Мы обязательно это осуществим, – заверила спикер.
– Я бы даже добавил: чтобы уже проходя мимо театра хотелось зайти внутрь, – продолжает мысль Марии Мазур Кочетков. – Это сложная и долгая работа. Надеюсь, в течение года мы сможем создать проект.
Фото – Дом журналистов.