Гордума Воронежа досрочно лишила Романа Жогова депутатских полномочий

Изменились правила поступления в вузы для воронежских выпускников колледжей

История о взрыве гранаты в Воронежской области дошла до главы СК

Умер Зураб Церетели: автор воронежского памятника Петру и Февронии

Уголовное дело возбудили после жалоб жильцов треснувшего дома в воронежском Борисоглебске

День во многом связан с финансами и карьерой. Сегодня вам представится шанс улучшить оба эти аспекта своей жизни

Известная воронежская журналистка Алла Холденко умерла после тяжелой болезни

Летнее тепло в конце апреля пообещали воронежцам синоптики

Гороскоп на 21 апреля: удачный день для встреч и составления планов

В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

Авторы

Следственный комитет на страже русского образования

some alt text
На прошлой неделе председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин высказался за отмену в нашей стране Единого государственного экзамена.
 
Думается, не может быть лучшей иллюстрации состояния дел в российском образовании чем то, что проблемами обеспокоился председатель СК. Но поскольку система обучения — как в вузах, так и в школах — стремительно   идёт на дно, серьёзно волноваться надо всем силовым структурам, включая — ни много, ни мало ФСБ, СВР, ГУ ГШ ВС РФ и другим. Учитывая, что против России внешними и внутренними агентами ведётся жестокая ментальная, информационно-психологическая война с использованием «исторического оружия» и с целью превратить подрастающее поколение в манкуртов, неграмотных и необразованных людей, «квалифицированных потребителей», винтиков капиталистической системы. Когда борьба ведётся на таком уровне — без вмешательства спецслужб и спецподразделений не обойтись. 
 
Надо сказать Бастрыкину (кстати, доктору юридических наук и профессору) спасибо, что он в очередной раз поднял сущностный для российского образования вопрос. Ведь суть ЕГЭ не только в самом вступительно-выпускном экзамене. Он является символом уничтожающей и контрпродуктивной реформы образования в постсоветской России.
 
 
 
Моргенштерн как символ современного молодого неуча с претензиями и деньгами
 
 
Пожалуй, трудно найти лучший тип нынешнего российского неграмотного и необразованного (и просто глупого) молодого человека, чем рэпер Моргенштерн (настоящая фамилия Алишер Валеев), которого Бастрыкин тоже упомянул, хотя и по другому поводу (якобы торговля наркотиками в соцсетях) — в своём нашумевшем выступлении перед участниками Московской юридической недели.
 
Месяц назад в интервью Ксении Собчак рэп-исполнитель заявил, что не понимает, зачем праздновать Парад Победы. «Я вообще не понимаю вот этого праздника победы, которая состоялась 76 лет назад. Из года в год на это тратятся миллионы, что-то празднуют, всем что-то пытаются — не знаю, может, это скрепы какие-то? Наверное, гордиться просто нечем. Вспоминать каждый год на протяжении почти века о том, что когда-то тогда вы победили — не знаю», — заявил Моргенштерн. 
 
Беда в том, что такие заявления весьма типичны для современной российской так названной «золотой молодёжи». И, увы, служат примером для их почитателей, ведь у рэперов, столько вольно трактующих легендарные страницы русской истории, миллионы подписчиков; у них серьёзный, пусть и своеобразный авторитет у школьников и студентов. С другой стороны, такие взгляды «кумиров молодёжи» не берутся из ниоткуда, Моргенштерн сам — типичная жертва разгрома системы отечественного образования и усилий серьёзных дядь и тёть, планомерно работавших на её разрушение.
 
Уровень знания истории приходящих в университет детей является недопустимо низким — и постоянно падает. Как в изучении отечественной истории, так и мировой. Пару лет назад я спросил у студентов выпускающегося курса факультета журналистики ВГУ: «А как до Второй мировой войны называлась Калининградская область?». Ни одного ответа от нескольких десятков человек. То же самое было и пять лет до этого. «А когда русские войска впервые взяли Берлин?». Тоже ни одного ответа. И таких примеров мог бы привести очень и очень много — таких, о которых и писать стыдно. А как называлась до Второй мировой войны Западная Пруссия, много студентов всех курсов из всего университета знают? 
 
Хорошо, что в России тоже уже несколько лет предпринимаются определённые меры по усилению патриотического воспитания в школах, что было практически разгромлено в 1990-е. Учебников истории «от Сороса» в российском среднем образовании больше нет. Но, увы, по-прежнему нет и единого государственного школьного учебника по истории, о необходимости которого много говорится уже который год. 
 
Радует, что государство озаботилось проблемой патриотического и исторического воспитания молодёжи. Но, как показывает практика, предпринимаемых мер по преодолению тяжкого наследства 90-х пока недостаточно. И не будет тут развития, пока образованием занимаются те, кто множит «учебные траектории», «продуктное мышление», «рынок образовательных услуг», «оптимизацию» и подобные «менеджерские концепции».
 
 

Коротко о зарубежном опыте 
 
 
В сентябре прошлого года бывший президент США Дональд Трамп объявил о мерах по усилению патриотической составляющей в американском образовании. С этой целью Национальный фонд гуманитарных наук выделил грант на поддержку патриотически ориентированных исследований и программ. 
Тогда, выступая в Белом доме, Трамп жёстко раскритиковал либеральный «проект 1619» — серию материалов New York Times, направленную на пересмотр американской истории сквозь призму расовых отношений и рабства (1619 — год появления первого раба в США). Трамп назвал её путём к тирании и новой сегрегации, уничтожением клеточной ткани гражданского общества в США и идеологическим ядом. Трамп предложил вместо этого «проект 1776», направленный на усиление патриотического воспитания в американском школьном и высшем образовании, прежде всего в изучении истории.
 
Иными словами, в США пытаются создать то, что с таким усердием разрушалось в России за последние 30 лет. Американцы и их западные союзники при этом давно с восхищением смотрели на нашу систему образования — стремясь, с одной стороны, подорвать и разрушить её, с другой — взять из неё лучшее.  Ещё в 1959 году в докладе Комитета по вопросам науки НАТО отмечалось, что система образования и науки в Советском Союзе, благодаря прекрасной организации, даёт значительные конкурентные преимущества в развитии промышленности и сельского хозяйства.  «Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США – 3,5%, в Великобритании – 2,5-3 %)», – отмечали аналитики Североатлантического альянса. 
 
 
Выходить из нокаута тяжело, но надо 
 
 
За последние 15 лет по российскому образованию всех уровней была нанесена серия нокаутирующих ударов — главными из которых стали введение ЕГЭ, переход на двухуровневую систему высшего образования «бакалавр-магистр», внедрение «подушевого финансирования» при оплате преподавателей (в расчёте на количество студентов). Плюс к этому — невиданная бюрократизация университетов, институтов, школ; погоня за рейтингами и никому не нужными, не выдерживающими критики с научной точки зрения, статьями в «мусорных» зарубежных журналах; произвол ректоров-менеджеришек при аморфной поддержке руководителей структурных подразделений; откровенная некомпетентность профильных министерств; ригидно-грантовая система поддержки образовательных проектов, не дающая простора для творческого анализа в гуманитарных и общественных науках; запугивание преподавателей, скукоживание и выхолащивание демократии в учебном процессе. 
 
Для хорошего начала надо хотя бы вернуть количество часов 25-летней давности на изучение истории в школах и университетах. Недопустимо и урезание часов на изучение литературы, русского языка, географии в школах, обществено-политических наук на гуманитарных и естественных факультетах в вузах.  Однако помочь школьникам и студентам понять основы этих дисциплин могут только опытные преподаватели, специалисты в своих областях. В условиях, когда школьный учитель и университетский преподаватель являются тружениками с невысоким социальным статусом и уровнем оплаты труда, вернуть лучшее, чтобы было в истории русского образования не так-то просто.
 
Без возвращения универсального гуманитарного образования, отказа от «менеджерского» подхода к обучению, подрастающее поколение так и будет становиться всё более неграмотным. Образование — это свобода, это хорошо понимают внутренние и внешние враги России. 
 
Впрочем, об основных проблемах нашей высшей и средней школы сказано уже (мягко говоря) очень много, и мы будем говорить об этом ещё и ещё. Но решаются ключевые вопросы недопустимо медленно. Может, чтобы ускорить процесс, к Бастрыкину стоит присоединиться и главам других силовых структур? Чтобы руководителям в сфере образования меньше хотелось творить безобразия.
 
Фото – Pixabay.