В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Авторы 2114

Следственный комитет на страже русского образования

some alt text
На прошлой неделе председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин высказался за отмену в нашей стране Единого государственного экзамена.
 
Думается, не может быть лучшей иллюстрации состояния дел в российском образовании чем то, что проблемами обеспокоился председатель СК. Но поскольку система обучения — как в вузах, так и в школах — стремительно   идёт на дно, серьёзно волноваться надо всем силовым структурам, включая — ни много, ни мало ФСБ, СВР, ГУ ГШ ВС РФ и другим. Учитывая, что против России внешними и внутренними агентами ведётся жестокая ментальная, информационно-психологическая война с использованием «исторического оружия» и с целью превратить подрастающее поколение в манкуртов, неграмотных и необразованных людей, «квалифицированных потребителей», винтиков капиталистической системы. Когда борьба ведётся на таком уровне — без вмешательства спецслужб и спецподразделений не обойтись. 
 
Надо сказать Бастрыкину (кстати, доктору юридических наук и профессору) спасибо, что он в очередной раз поднял сущностный для российского образования вопрос. Ведь суть ЕГЭ не только в самом вступительно-выпускном экзамене. Он является символом уничтожающей и контрпродуктивной реформы образования в постсоветской России.
 
 
 
Моргенштерн как символ современного молодого неуча с претензиями и деньгами
 
 
Пожалуй, трудно найти лучший тип нынешнего российского неграмотного и необразованного (и просто глупого) молодого человека, чем рэпер Моргенштерн (настоящая фамилия Алишер Валеев), которого Бастрыкин тоже упомянул, хотя и по другому поводу (якобы торговля наркотиками в соцсетях) — в своём нашумевшем выступлении перед участниками Московской юридической недели.
 
Месяц назад в интервью Ксении Собчак рэп-исполнитель заявил, что не понимает, зачем праздновать Парад Победы. «Я вообще не понимаю вот этого праздника победы, которая состоялась 76 лет назад. Из года в год на это тратятся миллионы, что-то празднуют, всем что-то пытаются — не знаю, может, это скрепы какие-то? Наверное, гордиться просто нечем. Вспоминать каждый год на протяжении почти века о том, что когда-то тогда вы победили — не знаю», — заявил Моргенштерн. 
 
Беда в том, что такие заявления весьма типичны для современной российской так названной «золотой молодёжи». И, увы, служат примером для их почитателей, ведь у рэперов, столько вольно трактующих легендарные страницы русской истории, миллионы подписчиков; у них серьёзный, пусть и своеобразный авторитет у школьников и студентов. С другой стороны, такие взгляды «кумиров молодёжи» не берутся из ниоткуда, Моргенштерн сам — типичная жертва разгрома системы отечественного образования и усилий серьёзных дядь и тёть, планомерно работавших на её разрушение.
 
Уровень знания истории приходящих в университет детей является недопустимо низким — и постоянно падает. Как в изучении отечественной истории, так и мировой. Пару лет назад я спросил у студентов выпускающегося курса факультета журналистики ВГУ: «А как до Второй мировой войны называлась Калининградская область?». Ни одного ответа от нескольких десятков человек. То же самое было и пять лет до этого. «А когда русские войска впервые взяли Берлин?». Тоже ни одного ответа. И таких примеров мог бы привести очень и очень много — таких, о которых и писать стыдно. А как называлась до Второй мировой войны Западная Пруссия, много студентов всех курсов из всего университета знают? 
 
Хорошо, что в России тоже уже несколько лет предпринимаются определённые меры по усилению патриотического воспитания в школах, что было практически разгромлено в 1990-е. Учебников истории «от Сороса» в российском среднем образовании больше нет. Но, увы, по-прежнему нет и единого государственного школьного учебника по истории, о необходимости которого много говорится уже который год. 
 
Радует, что государство озаботилось проблемой патриотического и исторического воспитания молодёжи. Но, как показывает практика, предпринимаемых мер по преодолению тяжкого наследства 90-х пока недостаточно. И не будет тут развития, пока образованием занимаются те, кто множит «учебные траектории», «продуктное мышление», «рынок образовательных услуг», «оптимизацию» и подобные «менеджерские концепции».
 
 

Коротко о зарубежном опыте 
 
 
В сентябре прошлого года бывший президент США Дональд Трамп объявил о мерах по усилению патриотической составляющей в американском образовании. С этой целью Национальный фонд гуманитарных наук выделил грант на поддержку патриотически ориентированных исследований и программ. 
Тогда, выступая в Белом доме, Трамп жёстко раскритиковал либеральный «проект 1619» — серию материалов New York Times, направленную на пересмотр американской истории сквозь призму расовых отношений и рабства (1619 — год появления первого раба в США). Трамп назвал её путём к тирании и новой сегрегации, уничтожением клеточной ткани гражданского общества в США и идеологическим ядом. Трамп предложил вместо этого «проект 1776», направленный на усиление патриотического воспитания в американском школьном и высшем образовании, прежде всего в изучении истории.
 
Иными словами, в США пытаются создать то, что с таким усердием разрушалось в России за последние 30 лет. Американцы и их западные союзники при этом давно с восхищением смотрели на нашу систему образования — стремясь, с одной стороны, подорвать и разрушить её, с другой — взять из неё лучшее.  Ещё в 1959 году в докладе Комитета по вопросам науки НАТО отмечалось, что система образования и науки в Советском Союзе, благодаря прекрасной организации, даёт значительные конкурентные преимущества в развитии промышленности и сельского хозяйства.  «Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США – 3,5%, в Великобритании – 2,5-3 %)», – отмечали аналитики Североатлантического альянса. 
 
 
Выходить из нокаута тяжело, но надо 
 
 
За последние 15 лет по российскому образованию всех уровней была нанесена серия нокаутирующих ударов — главными из которых стали введение ЕГЭ, переход на двухуровневую систему высшего образования «бакалавр-магистр», внедрение «подушевого финансирования» при оплате преподавателей (в расчёте на количество студентов). Плюс к этому — невиданная бюрократизация университетов, институтов, школ; погоня за рейтингами и никому не нужными, не выдерживающими критики с научной точки зрения, статьями в «мусорных» зарубежных журналах; произвол ректоров-менеджеришек при аморфной поддержке руководителей структурных подразделений; откровенная некомпетентность профильных министерств; ригидно-грантовая система поддержки образовательных проектов, не дающая простора для творческого анализа в гуманитарных и общественных науках; запугивание преподавателей, скукоживание и выхолащивание демократии в учебном процессе. 
 
Для хорошего начала надо хотя бы вернуть количество часов 25-летней давности на изучение истории в школах и университетах. Недопустимо и урезание часов на изучение литературы, русского языка, географии в школах, обществено-политических наук на гуманитарных и естественных факультетах в вузах.  Однако помочь школьникам и студентам понять основы этих дисциплин могут только опытные преподаватели, специалисты в своих областях. В условиях, когда школьный учитель и университетский преподаватель являются тружениками с невысоким социальным статусом и уровнем оплаты труда, вернуть лучшее, чтобы было в истории русского образования не так-то просто.
 
Без возвращения универсального гуманитарного образования, отказа от «менеджерского» подхода к обучению, подрастающее поколение так и будет становиться всё более неграмотным. Образование — это свобода, это хорошо понимают внутренние и внешние враги России. 
 
Впрочем, об основных проблемах нашей высшей и средней школы сказано уже (мягко говоря) очень много, и мы будем говорить об этом ещё и ещё. Но решаются ключевые вопросы недопустимо медленно. Может, чтобы ускорить процесс, к Бастрыкину стоит присоединиться и главам других силовых структур? Чтобы руководителям в сфере образования меньше хотелось творить безобразия.
 
Фото – Pixabay.