Вышедший на экраны фильм «Президент Линкольн: охотник на вампиров» одним своим названием раскрывает и сюжет, и интригу. Но единственная его достопримечательность -- режиссер, закрепившийся в Голливуде русский казах Тимур Бекмамбетов. Почти весь фильм Авраам Линкольн убивает топором вампиров, что, конечно, является бредом, но в искусстве называется мэшапом (или «мэш-апом», от английского mash up - «смешивать»). Изначально термин относился к музыке, но затем перебрался в кино. Впрочем, у мэшапа есть и литературные корни.
В 2009 году писатель Сет Грэм-Смит выпустил книгу «Гордость и предубеждение и зомби» (права на экранизацию уже куплены). Большая часть действия была по Джейн Остин, только иногда героям мешали зомби, а некоторых второстепенных персонажей они даже съели. Книга неожиданно стала бестселлером, критики применили к ней термин «мэшап». На волне популярности Грэм-Смит написал роман о похождениях Линкольна против вампиров, знамя писателя подхватили другие. И все заверте… На Западе вышли такие романы, как «Андроид Каренина», «Алиса в Стране зомби», «Робин Гуд и отец Тук: убийцы зомби», «Таинственные приключения ликантропа Робинзона Крузо», «Том Сойер и мертвец». Список далеко не полный, но больше всего пока достается романам Остин. В России моду тоже попытались подхватить -- в 2012 году, например, вышла книга «Тимур и его команда и вампиры», где Тимур сражается против упырей. Единственное, что смущает: тематика мэшапа в основном вертится вокруг всякой нечисти. Однако масштаб бедствия примерно понятен.
По идее, интерес к мэшапу (по крайней мере у нас, где большая часть населения про него ничего не знает) должен был вознести фильм Тимура Бекмамбетова на волну успеха. Но не думаю, что получилось. И дело здесь не столько в идее картины (она-то как раз интересна, хоть и бредова), сколько в ее реализации.
Начинается все с того, что маму юного Авраама убивает вампир. Мальчик вырастает, пытается отомстить, но ничего у него не выходит -- нет навыков. Его спасает охотник на вампиров и обучает опасному ремеслу. После чего мы наблюдаем экшн.
Драки у Бекмамбетова получились. Причем режиссер остается себе верен: заметны приемы, которые он использовал в «Ночном» и «Дневном дозорах» по Сергею Лукьяненко. Но много Бекмамбетов заимствует у коллег. Самое, пожалуй, очевидное -- фирменное замедление действия, которым обычно пользуется Гай Ричи. Правда, если в последних картинах английского режиссера прием кажется уже поднадоевшим, то у Бекмамбетова он выглядит не то чтобы свежо, но органично. Разбавляя безумный экшн, замедление позволяет дольше насладиться хореографией боев.
Бои делятся на два типа -- с одним упырем и с массой вампиров. Одиночные драки выглядят мерзко, потому что кровь-кетчуп хлещет отовсюду, а вампирские морды не вызывают приязни. Лишь только раз внезапно появившись, вампир пугает, в остальных случаях на его потуги смотришь с мыслью: «Скорей бы уж подох, сволочь». Ко всему прочему упыри противно кричат, и хочется заткнуть уши.
В массовых драках мерзости поменьше, а вампиры вопить не успевают -- Линкольн ловко и, чего уж там, красиво умерщвляет их топором. А топор у него непростой -- лезвие посеребренное, в рукоять встроено ружье. Оно даже два раз стреляет.
Впрочем, драками действие не ограничивается. Вампиры плотно вплетены в политику, и американская Гражданская война приобретает мистический оттенок. Вампирам выгодно рабство, ведь рабы -- дешевая кровь. А соратники Линкольна, знающие его темную сторону, пытаются вывести его на тему: «Не стоит воевать против рабства, ведь тогда вампиры будут есть не рабов, но и нас». В политической линии (а примерно на 20 - 30 минут Линкольн решает, что бороться с упырями надо не топором -- словом) вопрос выбора, - пожалуй, самый интересный момент фильма (ну и плюс загадка, не упырь ли в конца концов мочканул президента). В остальном лента провисает. Нет ни экскурса в историю войны, ни хороших диалогов, ни экшна. Но, кажется, все затевалось ради нескольких кадров, где Линкольн -- тот бородатый Линкольн, которого мы знаем, -- берет в руки топор и снова идет на вампиров.
По сути, говорить о фильме можно только как об экшне. Музыкальное сопровождение не запоминается, сюжет стандартен (большинство моментов предсказуемы, а то, что поначалу кажется неожиданным, на самом деле -- шаблон), актерская игра не выдающаяся. К слову, известных артистов в картине нет, некоторые лица смутно знакомы, а играющего Линкольна Бенджамина Уокера я видел впервые. Но поскольку главные герои -- все-таки вампиры и Линкольн в зрелости, где молодой Уокер из-за грима сам на себя не похож, отсутствие звезд оправданно. В целом же «Президент Линкольн» получился лучше «Дозоров», но хуже, чем лента «Особо опасен», в которой неспецэффектную часть вытягивали Анджелина Джоли и Морган Фримен.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".