Компания Marvel Entertainment сделала со зрителями то, что можно назвать тщательно подготовленным блицкригом. Сначала по комиксам компании вышли фильмы про Брюса Беннера (ученый, который после экспериментов на себе превращается в здоровенного зеленого монстра Халка), Железного человека (миллиардера в суперкостюме), Тора (сосланного на Землю асгардского бога грома) и Капитана Америку (суперсолдата времен Второй мировой). Как теперь кажется, делалось все только для того, чтобы в 2012 году выпустить фильм «Мстители», где названные герои спасают мир уже вместе. В итоге при еще незавершенном прокате касса уже обеспечивает не только второй, но и третий фильм про Мстителей.
Создатели возвели в абсолют правило «в продолжении сделай так же, как в оригинале, но только в два раза больше». К супергероям присоединяются два обычных, но сверхпрофессиональных человека: бывшая русская шпионка Черная вдова (мелькала в «Железном человеке-2») и лучник Соколиный глаз (мелькал в «Торе»). Правда, экранное время между персонажами распределено неравномерно. Чаще других дерется и говорит Железный человек, что неудивительно - играет его ожидаемо чудесный Роберт Дауни-младший. Его подколки и шуточки выглядят так естественно, что на Железного человека хочется смотреть и в «мирное» время, а не только в экшн-эпизодах. Между остальными персонажами время поделено примерно поровну.
Первое совместное дело для команды оказывается мелковатым - почти все время им противостоит Локи, сводный брат Тора. У него, конечно, есть помощники, а ближе к финалу даже целая армия. Но без Локи с его приспешниками Мстители разобрались бы в два счета - даже объединяться не надо. Вершить злодейства Локи помогают не только зомбирующий жезл и природная хитрость, но и разобщенность Мстителей. Чуть ли не больше половины фильма они предъявляют друг другу разные претензии, дело часто оборачивается дракой. А Локи к тому же умело их провоцирует.
Не все сделано на пятерку. Боевых действий и драк многовато, напрягает мельтешение главных и второстепенных персонажей (Железного человека все-таки нельзя назвать единственно главным, он скорее первый среди равных) и одноразовый саундтрек - музыка эмоционально окрашивает фильм, но после совершенно забывается. Наконец, в плане актерской игры фильм тоже достаточно неровный. Так, Крис Хемсворт (Тор) и Крис Эванс (Капитан Америка) больше играют мускулами, чем лицом, а Марку Руффало (Халк) удается лишь немного приоткрыть глубину своего персонажа - не хватает экранного времени. Но авторы не допустили промашки при игре на более тонком уровне. По сути, они создали современную мифологию - не устную и не письменную, а визуальную. Конечно, первыми здесь были те, кто придумывал комиксы. Но распространился миф благодаря кино.
Во-первых, команда. Ясон тоже не один плыл за золотым руном - ему помогали древнегреческие супергерои Геракл, Орфей и многие менее известные, например борец и «хитрейший из эллинов» Автолик (дед Одиссея). А чуть ли не все из аргонавтов приходились богам родственниками. Король Артур был первый среди равных, и рыцари не являлись лишь обрамлением для его подвигов. К тому же в фильме действуют пусть и заимствованные из Скандинавии, но все же боги.
Во-вторых, в мифах часто все вертится вокруг какого-нибудь волшебного предмета - руно или Грааля. Здесь таковым выступает тессеракт - кубик энергии в чистом виде, который Локи отнимает у землян. Создатели также зашли на поле мифа о ящике Пандоры - начав изучать тессеракт, люди привлекли к себе внимание злых сил. В-третьих, битва с чудовищами. На Землю нападают в том числе и какие-то твари, которых можно идентифицировать как драконов (если угодно, Левиафанов). В-четвертых, в комиксах (отвлечемся немного от кино) про Мстителей, как и в любом сборнике мифов, есть множество своих богов и героев, которые разбираются между собой, женятся, умирают. И при всем при том «Мстители» не лишены пафоса, без которого никакой эпос невозможен. И, как в мифах, пафос не отталкивает, а работает на главную идею. А идеи здесь такие же простые, как в эпосе: не лезь, куда не просят; пока мы едины - мы непобедимы; иногда и хитростью можно победить. В нашем контексте идеи смотрятся органично и не воспринимаются избито.
С выходом «Мстителей» получит новый виток конкурентная борьба на рынке комиксов и их экранизаций. Есть два главных конкурента - Marvel Comics (комиксовое подразделение Marvel Entertainment) и DC Comics. В активе первой Мстители, Люди Х, Человек-паук и множество тех, про кого фильмы пока не сняли. Вторая придумала Бэтмена и Супермена. Первой владеет кинокомпания «Дисней», второй - Warner Bros. Entertainment. И они пошли по разному пути. Если в «марвеловских» комиксах все подчеркнуто фантастично, то их конкуренты сделали акцент на реализм. В 2008 году Кристофер Нолан снял «Темного рыцаря» про противостояние Бэтмена и Джокера. Упор там сделан больше на драму, и, что удивительно, драма про человека в костюме летучей мыши почти получилась. Зло там вроде бы и наказано, но счастливым финал назвать нельзя. Правда, до конца уйти в реализм Нолану не удалось - при просмотре у меня возникали вопросы, которые я бы не задавал, будь то просто фантастический кинокомикс (в силу особенностей жанра многое ему можно простить, а вот в драме к логике поступков надо подходить тщательнее). Нынешним летом выходит «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (ролик, кстати, показывали перед показом «Мстителей»), где, судя по всему, реализма и драмы прибавится.
Можно предположить, что кинокомиксы по «Марвелу» будут все дальше уходить в мифологию, а фильмы по DC Comics, наоборот, - в реализм. Наблюдать за тенденцией любопытно. А «Мстителям» остается только пожелать, чтобы в следующих фильмах было больше психологии - как они выясняют отношения, мы уже видели.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".