Воронежский городской портал 36on.ru продолжает серию статей, посвященных молодым, талантливым и успешным фотографам нашего города. В прошлый раз мы рассказывали вам о мастере свадебной съемки Никите Олеговиче. А в этой статье вашему вниманию предлагается большое интервью с талантливым разноплановым фотографом и мастером пост обработки изображений Сергеем Страховым.
- Сергей, у тебя нет творческого псевдонима, почему?
Яркий творческий псевдоним это важно, но зачем что-то выдумывать, если родители это уже успешно сделали, назвав меня Сергей Сергеевич Страхов. Раньше я просто ставил везде три буквы “С”, но потом кто-то из знакомых в шутку обратил внимание на забавное сочетание «Фотограф Страхов». Так я и подписываю свои работы.
- Расскажи немного о себе, как долго занимаешься фотографией, с чего начинал?
С огромного желания рисовать, когда мне было 2-3 года, и с компьютера, когда я открыл для себя Photoshop почти самой ранней версии. К 11-му классу я начал подрабатывать дизайнером, делая сначала баннеры и визитки, а затем и макеты сайтов, постоянно участвовал в фестивалях Kidsoft*.
*KidSoft - воронежский фестиваль детского и молодежного компьютерного творчества - впервые проводился в 1995 году. В ходе своего развития из детского конкурса компьютерных программ KidSoft со временем вырос до масштабного проекта по раскрытию молодых талантов.
Я чувствовал, что мне не хватает художественного образования, чтобы вручную изображать то, что мне хотелось: лицо человека, пейзаж или предметы. На помощь пришла фотография, помноженная на Photoshop, где я теперь могу сделать то, что вижу в объективе, таким, каким я увидел этот образ в голове.
- Какой вид съемки тебе больше нравится? Что интереснее всего фотографировать?
Вообще стараюсь продвигать развитие сравнительно новых для Воронежа направлений фотографии, таких как виртуальные туры и 3D панорамы – это трудоёмко, но очень интересно, и я думаю, что это самый прогрессивный и динамично развивающийся жанр фотографии на сегодня. Так же это 3D-фото (не путать со стереофото, которое смотрят в очках), на котором можно рассмотреть объект со всех сторон, вращая его мышкой или с помощью тач-пада. Для этого предмет, например, мобильник, снимается с 32-х различных положений.
- Какие работы приносят тебе доход? Приносит ли коммерческая фотография достойный доход, или это скорее оплачиваемое хобби?
Получилось так, что фотография – моя основная профессия с 2005 года. На втором курсе совершенно случайно я попал на работу в художественную фотостудию, где у меня с первого дня было очень много практики: студийной съёмки – от предметов до рекламы и модельного портфолио. И три фотографа, которые обучали меня посменно, это Татьяна Грибцова, Галина Юкелис и Игорь Петухов.
Я стараюсь постоянно развиваться, учусь у фото-гуру, пробую новые жанры, снимаю репортажи и свадьбы, интерьеры, ювелирные украшения.
Организовал проект – фотостудию www.blackorange.ru, где в идеале над каждым жанром будет работать отдельный профессионал. С 2010 года постоянно сотрудничаю с
журналом «PULSE Воронеж», благодаря которому удалось поработать со многими известными людьми и брендами. Думаю, достойный доход начинается именно тогда, когда фотография перестаёт быть хобби. Больше всего ценятся навыки, знания, опыт, ну и репутация, конечно, важна – ошибаться нельзя =)
- Ты мог бы выделить кого-нибудь из отечественных или зарубежных фотографов? Чьи работы нравятся тебе?
Да, конечно. Для души это, несомненно, Ян Артюс-Бертран* - фотограф Geo и National Geographic, знаменитый своими нестандартными съёмками обычных объектов с воздушного шара и вертолёта. Очень впечатляющие работы. Всем, кто не видел, советую получить порцию удовольствия от просмотра. Ну а практическим приёмам я учусь по работам Московского фэшн-фотографа Виталия Маркова. Ещё нравятся работы фотографов из Doberman studio.
* Ян Артюс-Бертран — французский фотограф и фоторепортер. Кавалер ордена Почётного легиона и лауреат множества премий. Совместно с режиссером Люком Бессоном выступил автором экологического фильма "Дом". Широкую мировую известность приобрел в 1995 году благодаря серии фотографий из разных уголков Земли в рамках проекта «Земля, увиденная с неба», снятых с высоты птичьего полета.
- Какая часть твоей фотодеятельности является для тебя наиболее сложной или неприятной?
Пакетная обработка*.
* Пакетная обработка - обработка серии фотографий с целью устранения однотипного дефекта или добавления изображениям обобщающего элемента.
- А что приятно, от чего в работе ты получаешь самое большое удовольствие?
От самого процесса, конечно же. Большое удовольствие также держать в руках напечатанные снимки, а особенно видеть их на выставке. Ну, и восторг клиента, естественно, – это самое приятное.
- Как ты считаешь, стоит ли посещать отечественные школы-курсы фотографии? Посещал ли сам курсы или мастер-классы, каково впечатление?
Думаю, стоит, но, естественно, предварительно узнав, к кому вы идёте и какой опыт хотите из этого вынести. По поводу мастер-классов могу сказать, что развитие никогда не останавливается. Всегда есть, чему поучиться, но главное – применять то, что узнаёшь, ибо без практики всё это лишь бесполезный пласт информации на вашем хард драйве. Особенно хорошо помогает в профессиональном росте, когда человек намного более высокого уровня соглашается посмотреть работы и высказать свою критику.
- Какую фототехнику используешь, можешь ли посоветовать основной набор для начинающего фотографа? Какой любимый объектив и почему?
Я работаю с Nikon D90, при необходимости беру D700. Любимый объектив для любимых жанров - широкоугольник «Fish eye», для интерьеров и панорам – Tokina 10-17/3,5-4,5 DX. Ещё есть универсальный AF Nikkor 28-105/3,5-4,5D Macro, и для портретов Nikkor 50/1.8 – все made in japan. Иногда через переходник ставлю советский Юпитер-135.
Набор даже для начинающего может очень от по ценам в зависимости от того, что человек собирается снимать. Cоветую не гнаться за новинками, изучить даже старую зеркалку и её инструкцию от корки до корки, даже те функции, которые на первый взгляд не пригодятся. Добиться, чтобы фотоаппарат буквально стал продолжением вашей руки, как меч у самураев =) Поверьте, сколько бы статей вы не прочитали про вашу модель, это очень существенно расширит ваши возможности и уверенность в использовании.
- Влияет ли на фотографию настроение, как ты готовишься к съемке?
Лично моё настроение влияет минимально – задача как раз в том, чтобы раскрыть настроение моделей и передать его, ведь люди хотят вспомнить именно то, что они сами чувствовали в определённый момент.
Стараюсь заранее спланировать и обговорить все детали, подготовить аппаратуру. Помимо импровизации в голове всегда должны быть запасные решения для любых задач.
- Берешься за все заказы? В каких случаях отказываешься?
Отказываюсь редко - когда совсем нет технического задания там, где оно необходимо.
- При съемке людей, какая обстановка, на твой взгляд, более подходящая: студия, кафе, природа, городской пейзаж?
Всё это может быть хорошо для разных задач по съёмке людей. Мне нравится, когда есть интересная идея, обговорены место, образ, реквизит, и я уже приблизительно знаю, как буду ставить свет. В этом случае лучше студия или подходящий интерьер. А для свадеб хорошо найти свои, уникальные виды для снимков. Часто нужно поймать момент живого общения, как в съёмке «Love Story», тогда на природе - идеальное место.
- Раскрой какой-нибудь фирменный фотосекрет для посетителей 36on.ru.
Думаю, что не только у меня, а у большинства хороших фотографов главный секрет и бесконечное поле для самосовершенствования – это внимание к мелочам. А конкретные приёмы нарабатываются со временем.
- Можешь рассказать, как и когда используешь вспышку, отражатели, видеосвет либо естественный свет во время съемки?
Вне студии я использую 3 вспышки: Nikon SB-600, Falcon 25A и Young Nuo YN-560. Обычно одна поджигает другие, есть универсальный зонт на просвет и отражение, если нужен рассеянный заполняющий свет. В предметной съемке мне нравится использовать постоянные источники света, это удобно – сразу видно, где какие блики. Под фон иногда использую дизайнерский картон разной фактуры и цветов. Для создания нужных отражений и бликов в ювелирной съемке использую отражатели белого цвета и большой лист черного картона для создания объёма.
- Кроме фото ты еще и мастер пост обработки изображений, насколько важны программы а-ля Photoshop в твоем деле?
Спасибо, очень важны, т.к. бывают заказы, где нужно практически заново отрисовать для сайта в высоком качестве фотографию, предоставленную заказчиком. Или сфотографировать фасад торгового центра на билдборд, сделав из свинцовых туч хорошую погоду, убрать людей, машины, газон зелёный посадить. Это интересная работа – как говорится, результат налицо. Всегда показываю в портфолио “до и после” – это производит большой эффект.
Что касается рекламной съемки, на данном этапе своего развития я стараюсь запечатлеть максимум ярких, красивых, но естественных цветов, делать дополнительную обработку очень точной, выверенной и только там, где она действительно к месту.
- Какими инструментами, плагинами или экшенами в Photoshop ты наиболее часто пользуешься?
Я до сих пор в восторге от новых функций Photoshop CS5, особенно Content-Aware – экономит уйму времени. Из плагинов использую только Liquify и Imagenomic Noiseware.
- Если не фотография, то чем еще ты бы мог заниматься в жизни?
Я окончил Международный Факультет по специальности Информатик-экономист. Проектировал бы информационные экономические системы, а т.к. с 2001 года у меня есть рок-группа СОЙЛ, в перерывах между построениями блок-схем давал бы уроки игры на бас-гитаре =)
Вообще, если серьезно, я не представляю себя занимающимся не творческой деятельностью, так что это могло бы быть всё что угодно, связанное с искусством и творчеством. Иногда я жалею, что в сутках не 48 часов – много идей, проектов: организовать благотворительный фонд, освоить ещё пару музыкальных инструментов, помимо английского выучить ещё хотя бы один язык, да много всего хочется сделать.