Шестидневная рабочая неделя началась у воронежцев

Председатель суда и двое районных судей подали в отставку в Воронежской области

Детский сад на 240 мест откроется в воронежском селе

Последствия разрушительного взрыва в Воронеже сняли на видео

193 беспилотника сбили над российскими регионами в ночь на 27 октября

Два человека пострадали в массовом ДТП с пьяным водителем в Воронежской области 

Воронежские водители начали путаться из-за возвращения левого поворота на Димитрова

Чиновниц воронежского министерства ЖКХ выпустили из-под домашнего ареста

Старейший преподаватель геофака ВГУ умерла на 93-м году в Воронеже

24 октября воронежцы столкнулись с отсутствием мобильного интернета

С начала года за разведение костров воронежцев оштрафовали почти на 1,5 млн рублей

В Воронеже планы по благоустройству Северного леса отложили на неизвестный срок

Сегодняшний день, несмотря на то, что эта пятница, лучше провести максимально познавательно. Наградой будет приятный вечер

Восемь домов в воронежском селе повреждены из-за атаки БПЛА: люди не пострадали

Гороскоп на 23 октября: время налаживать связи и решать финансовые вопросы

Воронежцы сообщили о гигантском заторе на Московском проспекте

Сегодня тот день, когда лучше завершить давно начатые дела и проекты. Даже если не удалось их реализовать идеально.

Из Воронежа запустят прямые автобусы в Мелитополь, Бердянск и Мариуполь

Рассмотрение вопроса о комплексном развитии «квартала мойщиков» воронежский суд отложил

Более 18 тысяч медиков получили специальную доплату в Воронежской области

Две победы на своем льду одержал фарм-клуб воронежского «Бурана»

К шестидневной рабочей неделе попросили приготовиться воронежцев

Воронежский «Факел» на домашней арене разгромил «Ротор» со счетом 4:0

История с упавшим в колодец под Воронежем мальчиком дошла до главы СК Бастрыкина

Сегодняшний день будет полон энтузиазма и взаимопомощи. Впрочем, увы, не обойдет без эмоциональных качелей от определенных личностей

Воронежцы стали получать сообщения о массовом взломе мессенджера MAX

Воронежский «Факел» установил новый антирекорд по посещаемости домашнего матча

 

В 2026 году могут отремонтировать дорогу с глубокими ямами в селе под Воронежем

Следком прокомментировал атаку БПЛА, в которой пострадала женщина в Воронежской области

Дожди и похолодание пообещали воронежцам синоптики в предпоследнюю неделю октября

Стиль

Начо Дуато привез в Воронеж эльфов и привидения

Одним из важных событий третьего Платоновского фестиваля стало представление трех балетных произведений Начо Дуато, считающегося живым классиком современного балета. Мэтр приехал в Воронеже с труппой санкт-петербургского Михайловского театра, хореографом которого он сейчас является.

Воронеж уже видел балет Начо Дуато - на первом Платоновском фестивале, в исполнении балета в исполнении труппы музыкального академического театра (МАМТ) имени Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда воронежцам  показали «Por Vos Muero» («За вас приемлю смерть»),  который Дуато поставил его в 1996 году для труппы Национального балета Испании. Это произведение, объявленное «неофициальным гимном Испании» в исполнении московских артистов привело местных зрителей, не избалованных современным балетом,   в восхищение.

И как раз два года назад хореограф покинул Национальный балет Испании и перешел в Санкт-петербургский музыкальный театр имени Бородина («Михайловский»). Знатоки сравнивали это событие в русском балете с приглашением Гуса Хиддинга в тренеры российской футбольной сборной. Интересно, что сам Дуато, хоть и считается живым классиком современного балета, постоянно подчеркивает, что получил классическое балетное образование и до сих пор является сторонником академизма.

Кстати, с образованием Начо Дуато связан момент, который, вероятно, является одним из ключей к его творчеству. В его суровой католической семье считалось, что балет – это для девочек. Балетом занимались все три его сестры. А сам Начо, как и его братья, с детства занимался боевыми искусствами. В 18 лет он уехал в Лондон и поступил в балетную школу (родителям сказал, что будет учиться на актера, почти не соврал). В школе на новичка посмотрели с сомнением: староват для начинающего. Но оказалось, что боевыми искусствами Начо развил свое тело вполне до балетных кондиций. Позже он стал известным танцором, работал с ведущими европейскими хореографами, стал хореографом сам. Но что-то в нем осталось от того юного бойца и нонконформиста. Что-то, роднящее его с благородными донами времен Реконкисты и футболистами испанской сборной. Мужественность, брутальность, прямота. Может, даже с излишком.
 

 
На третий Платоновский фестиваль Дуато приехал сам и привез спектакль из трех балетных постановок, судя по всему, призванных охватить все мироздание. Первый, «Без слов» на музыку Франца Шуберта, где, по аннотации,  «перед нами во всей своей спонтанности, прямолинейно и без прикрас, предстаёт универсальный жизненный цикл». Второй, «Дуэнде», на музыку Клода Дебюсси, посвящен юношеской любви. Завершающая композиция, Nunc Dimittis («Ныне отпущаеши…») по произведению Арво Пярта происходит в мире сверхъестественного.

«Без слов» было бы правильнее назвать «Без людей». Здесь танцуют девственную, не тронутую человеком природу. Возможно – рай. Шутки ради можно предположить, что сложные сплетения трех танцоров, из которых состояли большинство сцен, изображают отношения кварков в элементарной частице. В любом случае они не имеют ничего общего с человеческими отношениями. Может быть, так кружат в хороводниках сорванные с дерева листья. Мастерство и сложность, доведенные до кажущихся произвольности и случайности. «Изначальность», «невинность» подчеркивали костюмы телесного цвета на танцорах, из-за чего они казались обнаженными. Они еще не съели яблоко и не знают, что наги. К слову: впервые за долгое время вижу произведение современного искусства без депрессии, неврозов и нездоровой сексуальности. Конечно, тон произведения определяет величественная гармония музыки Шуберта, но вы же знаете этих современных художников – дай им хоть икону, они и ей найдут какое-нибудь нездоровое применение.

«Дуэнде», по той же аннотации, переводится как «эльф» - игривое, проказливое, но в целом скорее доброжелательное существо. Я имею ввиду шекспировских эльфов, а не остроухих эсэсовцев из компьютерных игр. Начо Дуато, надо думать, тоже предпочитает первое толкование. Сцена превратилась в зеленую лужайку, на который резвились мальчики и девочки, пытающиеся понравится друг другу. Здесь, в отличие от сложного, но экономного в движениях «Без слов», оказалась много «физкультуры» - демонстративно трудных и сложных элементов. «Парит, как пух из уст Эола» - это именно про танцовщиков и танцовщиц «Дуэнде». Прекрасная галерея влюбленностей, ссор, примирений, любовных треугольников, «мужских» разговоров о женщинах. И снова надо отметить невинность происходящего – да, это любовные игры подростков, но очень неиспорченных подростков, каких сейчас, наверное, и не делают.

Частное замечание: когда в паре танцор вращает и подбрасывает свою партнершу и так и эдак, все-таки чувствуется, что это она «мужиком крутит», заставляет его действовать, а никак не наоборот. Мудрый Начо Дуато. Я недавно читал недоброжелательный отзыв о Дуато, где его слава и талант объявляются «раздутыми» российскими критиками. Потому что большинство российских балетных критиков – женщины. Не будучи знатоком балета, не могу сказать, насколько претензии недоброжелателя оправданы. Но я понимаю, почему женщинам (не обязательно критикам) нравятся постановки Начо Дуато. И вообще балет. В частности, потому, что там мужчины носят женщин на руках и не роняют.
 
 
А вот заключительная, мистическая часть спектакля очевидно не удалась. О «Nunc Dimittis» сказано, что это первая российская постановка испанского хореографа (предыдущие – давние работы, много лет присутствующие в репертуарах европейских и американских балетов). Его, так сказать, попытка понять загадочную русскую душу. Если он что-то и понял, то объяснить не сумел.

Если нужно напоминать, то «Ныне отпущаеши» - приводимые в Евангелии от Луки слова Симеона Богоприимца, которые он произнёс в Иерусалимском Храме в день Сретения. Песнь Симеона Богоприимца вошла в состав богослужебных песнопений христианских церквей и стала основой для многих художественных произведений. В частности – стихотворения Иосифа Бродского:
 
…В лежащем сейчас на раме́нах Твоих
 паденье одних, возвышенье других,
 предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

 терзаема плоть Его будет, Твоя
 душа будет ранена. Рана сия
 даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око...
 
Да, тема глубоко русская. Но, судя по всему, наше национальное биполярное расстройство чуждо артистическому темпераменту испанца. Поэтому и на сцене происходила невнятица: похожие на привидения  танцоры в серых трико, сливающихся с фоном, и танцовщицы в платьях цвета крови метались, сталкивались, скручивались в адские воронки, распадались на непонятные комбинации. Думается, не стоит Начо Дуато ставить достоевщину. Мы сами все про нее знаем и понимаем. Пусть лучше и дальше несет нам через танец дух рыцарства: мужества, прямоты и любезности. Видит Бог, нам всего этого остро не хватает.

ТЕКСТ: Леонид Диденко