Создатели образов
Откуда берутся модные образы, где та фабрика, на которой их штампуют, а главное - кто их создатели? Кутюрье, дизайнеры, стилисты? Пожалуй, нет. Они лишь шьют платья, а моду создают те, кто эти платья надевают. Еще недавно создателей модных имиджей называли идолами, кумирами, придавая этим словам негативный оттенок и усматривая в подражании что-то неподобающее. Однако со временем психологи пришли к выводу, что подражание - нормальный механизм человеческого существования, и будь иначе, мода как таковая никогда бы не возникла.
С этой точки зрения история моды - это не последовательность покроев и причесок, - это история людей. Потому что в понятие «модный имидж» входит не только одежда, прическа и макияж, но и модный тип красоты, модные манеры, танцы, интерьеры и даже образ жизни.
До XIX века единственными создателями модных имиджей были короли и высшая аристократия. Ведь они не просто красовались на балах в костюмах, сшитых портными, - они творили моду. Не удивительно, что история почти не сохранила имена портных и парикмахеров того времени. Ведь их вклад в создание моды был незначительным по сравнению с креативным вкладом того, кто носил эти платья и прически.
Достаточно вспомнить Людовика XIV, чье имя навсегда осталось синонимом стиля барокко. Сегодня он, наверное, был бы одним из самых знаменитых стилистов или имиджмейкеров. Или, к примеру, маркиза де Помпадур, ставшая барометром моды рококо, королева Франции Мария-Антуанетта, вызвавшая волну подражаний по всей Европе в конце XVIII века. Растиражированные на картинах придворных художников, они демонстрировали обществу модные наряды и позы. Их портреты являли собой лучший fashion promotion, чем любой журнал мод.
Ситуация резко изменилась в начале XIX века. Появился новый класс имиджмейкеров, то есть - генераторов модных образов. Это творческие личности - художники, писатели, поэты, композиторы, а также светские красавицы, которые собирали всю эту богему в своих снобистских художественных салонах. Именно в такие салоны перемещается в то время модная тусовка, покинув тронные залы императорских дворцов.
Да, для моды во все времена была необходима некая тусовка, где происходит демонстрация туалетов и манер. Доступ в нее всегда ограничен: порой ни деньги, ни происхождение не являются пропуском - только причастность к этому миру в комплекте со стильным имиджем открывают двери. Так что, не следует считать фейс-контроль изобретением именно наших дней.
В XX веке творческая элита сдает свои позиции. Всему виной кинематограф. С его появлением главными лидерами в создании модных имиджей становятся кинозвезды.
Прежде человек среднего класса, желая приобщиться к миру моды, должен был листать журналы светской хроники, где специально для него позировали принцессы и оперные примадонны в роскошных платьях от Чарльза Фредерика Ворта и Поля Пуаре. Теперь же, купив билет в кинотеатр и увидев на экране Тэду Бару, Джин Харлоу или Грету Гарбо, зритель получал инструкцию по макияжам, платьям, прическам, манерам - то есть по имиджу.
И по сей день, звезды кино остаются весьма влиятельными в области моды. Но и им пришлось потесниться в 1950-е годы, когда появилось телевидение, а культовыми фигурами становятся музыкальные звезды, например, Элвис Пресли, Beatles, Rolling Stones. Этот процесс уже было не остановить. А с начала 1980-х, когда появляется первый круглосуточный музыкальный телеканал MTV и когда стильная картинка в видеоклипе становится важнее вокальных данных, шоу-бизнес превращается в самую мощную фабрику модных имиджей.
Но, чтобы картина была полной, добавим еще один эшелон власти в сфере создания модных образов - не столь многочисленный, но зато такой желанный для подражания топ-модели. Хотя профессия манекенщицы появилась еще в конце XIX века, на моду она долгое время никак не влияла. Модель лишь показывала платье клиенткам, ее личность не вызывала интереса общества.
Такое положение вещей изменилось только в 1960-е годы с появлением англичанки Твигги, которую сегодня принято считать первой топ-моделью в истории. Начиная с нее, топ-модели уже не просто демонстрируют одежду на подиуме и в рекламе. Они сами являются образцами имиджей, влияющих на моду даже больше, чем те платья, что они показывают.
Откуда знала Мэрилин Монро?
Каковы же условия превращения человека в культовый миф, в модную икону? По сути, их всего два: первое - популярность мирового масштаба (чтобы человеку подражать, его надо знать), второе - стильность. Не элегантность, как говорили раньше, подменяя смысл понятия, а именно стильность. То есть с одной стороны - актуальность, а с другой - прорыв за рамки сегодняшнего дня и этой актуальности. Классический пример - Мэрилин Монро. В современных экранизациях на тему 1950-х годов нам нередко показывают женщин а-ля Мэрилин в силу заблуждения, что многие женщины 50-х выглядели именно так. Между тем имидж Монро был уникален. Просто она отразила то подсознательное, что уже было в обществе. Возникает закономерный вопрос: откуда она знала?.. Откуда вообще берут информацию создатели модных образов?
Если рассматривать создание имиджа как творчество, то становится понятно, что эти люди над собой не властны: они делают то, что им нравится, и вряд ли могут объяснить, почему им хочется выглядеть именно так. А ведь при этом они отражают то, что уже назрело. Мэрилин Монро умерла, так и не узнав, что она сделала для цивилизации, страдая комплексами по поводу своей недостаточно высокой по уровню актерской игры, ежеминутно ожидая, что ее разоблачат как бездарность. Но нам уже не важно, какая она была актриса: ее вклад в культуру - это создание абсолютного эталона сексапильности XX века.
Даже сегодня можно открыть любой эротический журнал и найти в нем очередную версию имиджа Монро. Она воплотила объект подсознательного влечения большинства мужчин.