24 августа российский космический грузовик впервые за 30 лет не смог выйти на расчетную орбиту. "Прогресс М-12М", стартовавший с космодрома Байконур, должен был доставить на МКС 2,6 тонны. Но на 325-й секунде произошла нештатная ситуация. Грузовик не успел набрать необходимую орбитальную скорость и вместе с третьей ступенью ракеты-носителя сгорел в верхних слоях атмосферы. "Причина ЧП не в конструкции ракетно-космической техники, что очень важно, и даже не в производственных дефектах, -- заявил во вторник замруководителя Роскосмоса Виталий Давыдов. -- Проблемы в организации, в контроле работ. Проблема в человеческом факторе". Именно ненадлежащий технический контроль привел к браку при производстве двигателя РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У". Двигатель РД-0110, который стоит на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", разработан в Конструкторском бюро химавтоматики и изготовлен на Воронежском механическом заводе. Чиновник заверил, что виновные будут уволены.
Уже ясно, что авария в космосе обернется не только масштабными отставками. Авария "Прогресса" дает толчок к изменению всей системы подготовки и проведения запусков в космос. Отныне перед каждым из них все подготовительные работы будет проверять специальная комиссия. Руководство Роскосмоса приняло решение о создании новой структуры для проверки ракетных двигателей и другого космического оборудования. До последнего времени проверка двигателей проходила на предприятиях-изготовителях, но авария "ПрогрессаМ-12М" показала, что нужна полностью независимая структура. Как ожидается, на одном из предприятий Роскосмоса будут размещены специальные стенды для объективной независимой проверки двигателей. Все работы по запуску ракет-носителей сконцентрируют в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.
Изменения произойдут и в работе предприятий отрасли. "Очень трудно предъявлять финансовые претензии к предприятиям, оборот которых составляет полмиллиарда рублей в год, а последствия человеческого фактора и брака обходятся государству во многие миллиарды, -- констатировал заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов. -- Произойдет укрупнение предприятий, создание больших интегрированных структур, которые будут нести, в том числе, и ресурсную ответственность".
Предстоит пересмотреть подход к космическим запускам, чем в ближайшее время займется Госдума. В связи с участившимися неудачами в российской космической отрасли фракция КПРФ во вторник предложила провести внеплановый правительственный час с участием вице-премьера Сергея Иванова и руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина. Спикер Госдумы Борис Грызлов, отметив важность темы, дал поручение к сегодняшнему дню, когда состоится очередное заседание совета нижней палаты российского парламента, оформить соответствующее предложение о корректировке программы правительственных часов на осеннюю сессию.
В Госдуме предстоит задуматься и о принятии нового закона -- о страховании объектов космической деятельности. Грузовой корабль "Прогресс М-12М" не был застрахован, и все затраты по возмещению ущерба лягут на госбюджет. До настоящего времени Роскосмосу не удавалось провести через Госдуму закон о страховании объектов космической деятельности, проект был заблокирован финансистами в связи с возникновением дополнительной нагрузки на бюджет. Другие проекты, например ГЛОНАСС-К, "Электро-Л", "Спектр-Р", страховались тоже не на полную сумму, а по принципу "насколько хватит денег". Но даже если бы корабль "Прогресс" был застрахован, то страховое возмещение было бы выплачено не ранее чем через полтора года. А ведь надо доставлять на орбиту экипажи и грузы, поэтому важны не только страхование, но и определенный задел на перспективу. Хорошо, что он есть. Как только закончит работу межведомственная комиссия по анализу причин гибели "Прогресса М-12М", запуски космических грузовых кораблей возобновятся, так как создан запасной корабль, "ПрогрессМ-13М", и он уже доставлен на Байконур.
Между тем председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил журналистам, что в Роскосмосе обнаружены финансовые нарушения и даже нецелевое использование бюджетных средств, по которым правоохранительные органы уже проводят расследования. "К сожалению, последние неудачи в запусках космических кораблей могут быть следствием и финансовых нарушений", -- сказал Степашин.
Печатную версию материала читайте в газете