Гороскоп на 17 мая: не все ожидания оправдываются

Синоптики спрогнозировали в Воронеже теплые и дождливые выходные

Защита осужденного за присвоение 58 млн экс-ректора ВГТУ отозвала ходатайство о замене наказания

Сегодня необходимо тщательно продумывать все действия, тогда и результат будет вполне ожидаемым и даже лучше

Грозы обрушатся на Воронежскую область

На Московском проспекте ликвидируют парковочные карманы

Летние каникулы в воронежских школах стартуют с 26 мая

Воронежский суд постановил снести скандальный особняк на берегу Усманки

Миллиардный штраф за ущерб Воронежскому водохранилищу так и остался не оплачен

В Воронеже движение у площади Ленина будут закрывать в течение двух недель

Воронежцы берут своих домашних любимцев на отдых в Грузию и Турцию

Сегодня стоит играть первую скрипку лишь в тех сферах, где вы являетесь экспертом

Заболеваемость COVID-19 выросла в два раза в Воронежской области

Стало известно число пострадавших при взрыве в Острогожске 9 мая

Снова отложили снос стадиона профсоюзов в Воронеже

День не будет существенно отличаться от предыдущего, поэтому стоит мобилизовать все свое внимание, дабы неприятные происшествия не испортили картину дня

Начальнику ЮВЖД вынесли предупреждение за игнорирование обращений воронежцев

Воронежский губернатор: «Факел» уже переписал историю, подарив нам три сезона подряд в РПЛ

Следующие длинные выходные ждут воронежцев в июне

Торги на строительство школы на 1500 мест под Воронежем провалились

День накануне полнолуния будет довольно сложным, вполне вероятно, что можно столкнуться с предательством, так что сегодня важна неустанная бдительность
 

На учет в воронежских военкоматах поставлены 142 «новых» гражданина РФ

Более 16 часов Воронежская область находится под угрозой атаки БПЛА

Воронежцев начали пугать украинской акцией «Отравление» ко Дню Победы

Зарплаты в Воронежской области подскочили на 20% с начала года

 

Видео атаки БПЛА на Воронежскую область опубликовали в соцсетях

Экс-глава Ямного под Воронежем попал под уголовное дело

День очень чувственный, но при этом обойдется без перегибов и ссор

Мотопробег «Ночных волков» в честь юбилея Победы прошёл в Воронеже

Воронежцам пообещали единый номер и чат-ботов для обращения к врачам

 

Стиль

«Золотое время»: какие часы носили воронежцы 25 лет назад

some alt text
Как технологии нами манипулируют? Все банально, никакой конспирологии: они умеют управлять нашим временем. Мы «проваливаемся» в смартфоны, как Алиса в кроличью нору, и живем по принципу «чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил». 
 
Этому способствуют и «умные» часы, напоминающие о сердечном ритме и норме шагов в день. Кажется, что эти «вросшие» в запястье гаджеты знают о нас практически все. Но почему-то обилие технологий не вызывает эмоций, нет в них и индивидуальности. Конечно, классические наручные часы не сообщат вам, сколько стаканов воды осталось выпить, но с ними чувствуешь себя увереннее и уютнее.
 
 
Возможно, потому что их подарил близкий человек, они были куплены в честь важного события или вообще достались по наследству, и дороже них ничего и нет. Часы в этом смысле уникальный предмет. Они не только показывают время, но и сохраняют его для других поколений. Наверняка в каждой семье есть такой артефакт. Возрастом, как минимум, в несколько десятилетий. Если вы из Воронежа, то вероятнее всего этот аксессуар был приобретен на Плехановской, 21. 
 

 
Откуда «разведданные»? Именно по этому адресу четверть века назад открылся первый в городе (после перестройки) большой магазин часов. 
 
 
Как создавать бизнес в «лихие 90-ые», и какие часы носили воронежцы 25 лет назад?
 
Рассказывает Игорь Иванович Малеев, директор магазина-мастерской «Мир Часов»:
 
От космических СВЧ-транзисторов к стартапу из гипса
 
— Жизнь в СССР была как у всех: закончил Воронежский политехнический институт, потом распределился в Калугу, проработал четыре года, заработал квартиру. Вернулся в Воронеж (удалось поменять квартиру) и устроился в НИИ от завода «Электроника». Тогда там делали  мощные СВЧ-транзисторы для космического челнока «Буран» (многоразовый космический корабль — прим.ред.). Но…наступил 1991 год, завод перестал платить зарплату — а у меня семья, ее надо кормить.
 
Я быстро понял, что теперь никто никому не должен.  Ушел на «вольные хлеба» Сначала открыл свое научно-производственное предприятие. У меня была такая идея:  создать технологию (стартап, как сейчас говорят), который я мог бы продать людям. Например, гипсовую облицовочную плитку.
 
Я разработал технологию добавок в гипсово-цементный раствор. Прочитал научные статьи, все доработал. Формы для литья изготовлял на Шинном заводе. Конечно, по договоренности за деньги. Приходил ночью и сам лил на прессах. Научился быстро. Прикольно было. 
 
 

 
Диссертация, челноки и половина киоска на двоих
 
— В 1992 цены опустили, людям стало не до производств. И я со своим «стартапом» подзавис. Начал «челночить»: ездил в Турцию и Сирию за товаром, потом реализовал его.  Работал на человека, он мне давал деньги.  И параллельно писал диссертацию.

 В 1994 двоюродный брат предложил взять киоск. Я сначала сопротивлялся: «Как это я, который хочет заниматься наукой, стану торговать в киоске?».
 
Киоски в 90-ые были такие: железная «коробка» с окошком. Ассортимент — все подряд. Сняли на двоих половину киоска. Неделю мы работаем, неделю — другие. И каждый раз вывозили свой товар. Причем торговали жены других владельцев: семь дней у нас, а в свою неделю — на себя.
 

 

Спрос на «экзотический» товар

— Как-то подошел вьетнамец: «Есть часы, повесь их». Какие часы?!  У нас тут шоколадные батончики и странный алкоголь. Ладно, уговорил. Взял их (штук 15 было) и навесил, как таранку на леску. В итоге, за несколько дней распродали все!  Вьетнамец принес еще. И как-то процесс пошел.  Хотя часы по тем временам были  неочевидным товаром, экзотикой.
 
 
Оказалось, что конкурентов по ним не было. Слишком мелкий товар, если сравнивать с той же парфюмерией, которой я занялся позднее. Но в этой сфере рынок в последующем заняли большие сети, поэтому для частного предпринимателя  рынок парфюмерии быстро перестал быть интересен. 
 
 
Я просто крутился. Это было совсем другое время. Сейчас надо думать, как заработать. А тогда такого вопроса не стояло. Бери и зарабатывай. Становись с сумкой и торгуй с улицы. Прибыль обеспечена. Но таких, с предпринимательской жилкой, только 5%. Остальные 95% будут искать наемную работу, так устроена жизнь. Мне было некогда  рассуждать. Я работал. К концу 90-х уже три киоска у «России» (большой универмаг, сейчас на его месте «Галерея Чижова» — прим.ред.), два своих магазина и несколько отделов в других — «Часы» в ЦУМе и на Пушкинской (на месте «Альбиноса»).
 

 
«Говорящие» часы и бандитские «стрелки» 
 
— Часы у нас всегда котировались: престижная и дорогая вещь. Часы дарили, ими награждали. В советское время, при зарплате в 100 рублей, часы могли стоить все 40. В 90-ые тенденция сохранилась, но в ассортименте был самый дешевый Китай. Не подделки, а локальные неизвестные бренды. Они были дешевые, и я их мерял сумками.
 
 
Первый раз за товаром в Москву я поехал с небольшой сумкой, на вторую закупку уже взял два баула, а потом без тележки и не ездил. Доставка транспортными компаниями появилась гораздо позже. Часы тогда оптом покупали в Лужниках, в основном точки держали вьетнамцы.
 
Какие часы носили в 90-ые: «говорящие», Omax, с калькулятором,  Montana, «Командирские»,  Q&Q, Orient, Rivoli, Citizen.
 
 
 
 
 
 
Не обошлось и без бандитов. Как только начинаешь бизнес, приходят «крышевать» они — люди  в тренировочных штанах. Говорят: «Хочешь здесь работать? Ребята в тюрьме сидят, мы их должны содержать. Плати, а мы будем тебя защищать … от таких же, как мы». 
 
Преступности было много, органы власти не справлялись, в основном все вопросы решались через ребят и «понятия». Случались у бандитов и «накладки»: приходили ко мне из другого клана, я им говорил, что меня вот эти «кроют». Потом между собой у них забивались «стрелки». К предпринимателям  было отношение такое: платите и не вякайте.  В начале нулевых «крышевание» постепенно сошло на нет. 
 

 
«Цены меняли в прямом эфире»
 
— 20 августа 1998 года открылся наш «Мир Часов» на Плехановской, 21. Он стал первым большим магазином часов в Воронеже. За несколько дней до этого события развивались стремительно. 17 августа СМИ сообщили о дефолте. Доллар подскочил.  Тогда магазинов было мало, торговали хорошо. За парфюмерией, которой мы торговали в другом своем магазине  стояли очереди. 
 
 
Смотрю, доллар уже в три раза возрос. Народ сметает все! Очередь в магазин начинается с улицы. Решили не закрываться, а в «прямом эфире» переписывать ценники. Умножали на 2,5. Ажиотаж у покупателей  только увеличивался! 
 
 
На 20 августа 1998 года было заранее запланировано открытие часового магазина, уже рекламу дали. Нужны часы, а в Москве с ценами полный кавардак.  Я из своих киосков подергал товара, мы его на витринах пореже разложили. Непонятно по какой цене, но я ее умножил на два. Открыли магазин. Покупатели смели все! Но потом, когда поехал в Москву за новой «порцией» товара, оказалось, что на вырученные деньги закупил товара ровно в два раза меньше в штуках, чем продал перед этим. 
 
Это еще не все. Я же под открытие магазина занял денег на покупку помещения (квартиры на первом этаже) под магазин «Мир Часов». Квартиру купил за бешеные деньги — 45 тысяч долларов. Просто невероятная сумма на тот момент.  После дефолта она стала стоить 8 тысяч долларов. Занимал у товарища, в рублях. 18 августа 1998 он приходит и говорит: «Давай пересчитаем количество заемных рублей по новому курсу доллара». А, надо сказать, что заем был под 20% в месяц, такая была гиперинфляция.  Но мне как-то было все равно, ведь ни рублей, ни долларов у меня не было, я все вложил. Но ничего, выкрутился со временем, все выплатил, благо нервная система была в порядке, и я не заморачивался никакими переживаниями за будущее.

Получилось, что дефолт 1998 года принес  около сотни тысяч долларов убытков. 
 
Мне тогда — 36 лет. Огромные долги, вроде бы повод для депрессии. Но нет. Бизнес, как оказалось, выстраивается нормальный, устойчивый.Поэтому некогда было играть в «саможалелки», настроение все равно прекрасное. Был драйв! Я вообще считаю, что мне в жизни повезло. Все эти занятия бизнесом — не ради денег как таковых, а это и увлечение, и работа, и жизнь в одном флаконе. 
 

С середины осени 1998 г. ситуация начала стабилизироваться. Шок прошел, люди привыкли и сориентировались. Торговля улучшилась. Долги отдавал около года. А потом пришли нулевые — абсолютно другое время. 
 
И большая благодарность моему коллективу! Тем девочкам (и мальчикам) которые рядом со мной все эти годы, на которых я всегда опирался и меня никто никогда не подводил. Благодарен всем нам! 
 
 
И тем, кто с первого дня, с 1995 года, работает по сегодняшнее время, и тем, кто был с нами какое-то количество лет, и тем, кто еще новенький. Наш коллектив — самая большая ценность. Мы и далее вместе будем проходить все вызовы, приготовленные нам жизнью.  
 

 
«Наступает время конкретных людей»

— История движется по спирали. И сейчас у нас опять новая экономическая реальность. Думаю, что будет крушение сегодняшних валютных систем, денежных отношений, деление мира на достаточно обособленные  зоны. Но куда нам деваться — выживем!  В 90-ые было точно тяжелей — потому что  полная разруха в стране. Сейчас у нас промышленность работает, сельское хозяйство развивается. Голодать не будем. 
 
Поэтому в этой ситуации я бы посоветовал молодым не гнаться за мифической «корочкой». Получать не диплом, а настоящие знания, настоящую профессию. Не обязательно сразу после школы идти в вуз с целью, что потом куда-нибудь пристроят, лишь бы не работать руками. 
 
Наступает время конкретных людей — профессионалов своего дела. Заводы будут строиться, а утраченные специальности возвращаться. Стране уже снова нужны и токари, и сварщики, и технологи. Самое главное — найти специальность для души. Выбрать то, что нравится именно тебе.И тогда работа окажется драйвом, за который еще и платят!
 
 

 
 
фото  — из личного архива И.И. Малеева; Юлия Воронкова, 36ON; скрины — avito.ru.