В этом году Минтранс России начал реализацию комплексной программы модернизации транспорта в городских агломерациях. Воронеж стал одним из немногих населенных пунктов, участвующих в этом проекте. Расскажем, как этого удалось добиться, что уже было сделано в рамках программы и к чему власти региона намерены прийти через несколько лет.
В чем суть проекта?
Главная цель программы Минтранса состоит в обновлении подвижного состава, обслуживающего городские маршруты. Ожидается, что к 2030 году она сможет охватить 104 агломерации, там заменят 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта. Таким образом власти намерены улучшить качество пассажирских перевозок.
Обновление общественного транспорта проходит по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Благодаря разработанной в рамках него программе льготного лизинга агломерациям удается значительно экономить бюджетные средства.
– Предусмотрена 60%-ная скидка от стоимости транспортного средства. Оставшиеся 40%, включающие первоначальный взнос, оплачивает предприятие-перевозчик, – пояснили 36on.ru в департаменте промышленности и транспорта Воронежской области.
Программа льготного лизинга рассчитана до 2024 года. В рамках нее города могут закупить с большой скидкой автобусы на газомоторном топливе, электробусы, троллейбусы и трамваи. При этом транспортные средства должны быть большого класса, в том числе низкопольные.
Успех воронежской заявки
Участие Воронежской области в новой программе Минтранса стало возможным благодаря грамотно составленной заявке. Она была подписана губернатором Александром Гусевым в январе 2020 года. Представители федерального ведомства высоко оценили заявку, назвав ее «великолепной» в ходе онлайн-встречи президента Владимира Путина с главой региона.
Участниками первого конкурса Минтранса стали 53 агломерации, победителями – 12. Воронежская область смогла занять третье место по качеству заявки и стала лидером по количеству предоставляемых на льготных условиях автобусов. Вторая заявка имела еще больший успех – регион разделил первое место с Екатеринбургом.
120 новых автобусов
По первой заявке город приобрел 62 единицы транспорта. Первые 33 больших автобуса на газомоторном топливе прибыли в Воронеж 3 ноября. Современные машины были поставлены на баланс муниципального перевозчика «Воронежпассажиртранс». В начале декабря, после регистрации, страхования, оформления документов, прошивки и настройки модулей ГЛОНАСС и речевых информаторов, они должны выйти на линию для обслуживания магистральных маршрутов №№ 6, 9ка и 14в.
Новые автобусы отвечают всем требованиям современной городской среды. Они имеют большую накопительную площадку и приспособлены для маломобильных граждан благодаря низкому полу и откидным пандусам. В них установлены система видеонаблюдения, цифровой номер маршрута, информационная строка с указанием направления и т.д. Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос монтажа дополнительных стационарных валидаторов на поручни – они уже имеют подвод электропитания.
Оставшиеся 29 автобусов муниципальное предприятие приняло 9 ноября. Они выйдут на улицы до конца года. В целом все новые транспортные средства будут использоваться на шести кольцевых и четырех магистральных маршрутах города, сообщили 36on.ru в департаменте промышленности и транспорта Воронежской области. Общая стоимость автобусов составила 750,3 млн рублей. Первые платежи за покупку город начнет осуществлять в 2021 году.
По второй заявке Минтранс согласовал приобретение еще 58 автобусов большой вместимости на газомоторном топливе. Они также будут обслуживать магистральные маршруты. Сейчас администрация Воронежа ведет подготовку конкурсной документации на оказание услуги лизинга автобусов. Закупку планируется совершить уже в 2021-м. Таким образом, к концу первого квартала следующего года воронежцев будут перевозить 120 новых муниципальных автобусов. Что является очень важным шагом для города в условиях предстоящей транспортной реформы.
– Обновление подвижного состава в рамках реализации программы национального проекта БКАД будет способствовать развитию газомоторной инфраструктуры, увеличению количества магистральных маршрутов, росту пассажиропотока, – добавили в департаменте промышленности и транспорта Воронежской области.
Долгосрочные перспективы
Для дальнейшей модернизации системы общественного транспорта в областном центре власти региона планируют подать заявки в Минтранс РФ на участие в программе обновления подвижного состава в 2023 и 2024 годах, сообщили в департаменте.
Помимо этого, в настоящее время ведется подготовка документов транспортного планирования для Воронежской области и воронежской городской агломерации в целях внедрения новой маршрутной сети, устранения избыточного дублирования маршрутов.
Комплексная программа модернизации транспорта в городских агломерациях также предусматривает:
• переход перевозчиков на брутто-контракты;
• изменение схемы оплаты проезда: сокращение доплат за пересадки между видами транспорта и маршрутами;
• регулируемые тарифы;
• стоимость проездного на 30 суток не более 7% от среднемесячного душевого дохода в конкретном регионе.
Как стало известно из ответа департамента промышленности и транспорта, в Воронеже сейчас прорабатываются возможность перехода на брутто-контракты, внедрения новой системы контроля оплаты проезда и тарифный вопрос:
– В связи с изменениями федерального законодательства продлены сроки перехода пассажирских перевозок на контрактную систему – до 01.07.2022. В ходе реализации транспортной реформы планируется поэтапное внедрение автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП), модернизация системы ГЛОНАСС в целях совершенствования учета транспортной работы автотранспортных предприятий. Реализация данного комплекса мероприятий позволит рассмотреть возможность перехода на брутто-контракты. Департаментом промышленности и транспорта области совместно с департаментом государственного регулирования тарифов области рассматривается вопрос применения различных тарифов с учетом всех категорий граждан, – сообщили в ведомстве.
Фото – пресс-служба администрации Воронежа.