- Как называется это предприятие, что здесь производилось и в каких количествах?
- ЦОФ «Комендантская» - это Центральная Обогатительная фабрика «Комендантская». По проектной мощности на переработку предусмотрено шесть миллионов сто тысяч тонн угля в год. Здесь выпускали пять сортов угля: АШ - штып «обогащенный», АС антрацит-«семечка», АМ - антрацит- «мелкий», АО - антрацит-«орех» и АК - антрацит-«крупный».Штып в основном шел на электростанции Приднепровскую, Старобешенскую, Луганскую, Славянскую и Трипольскую.«Семечка» шла на котельные.«Мелкий» - на бытовые нужды.«Орех» и «крупный» шли поставлялись на заводы.Фабрике в этом году 30 мая исполнилось 45 лет.
ЦОФ «Комендантская» строилась как крупнейшая фабрика по обогащению антрацита в Европе. Все остальные фабрики – Свердловская, Нагольчанская и прочие строились с учетом ошибок и оборудования, которое обкатывалось на нашей фабрике. Все технологии по обогащения антрацита в Советском Союзе сначала применялись у нас. Это было передовое производство. В Советские времена, если не по плану фабрика останавливалась больше чем на 10 минут – об этом сразу же сообщалось в Москву в Министерство угля СССР.
В прошлом году здесь было переработано 4,740 миллиона тонн угля, в позапрошлом – 5,093 миллиона угля. На фабрике работало 673 наших сотрудника, плюс смежники ПТУ, которые здесь обслуживали железнодорожное хозяйство, а также рабочие химлаборатории, опорного пункта, ОТК, автобаза, охрана, АБК, то есть здесь в общей сложности работало около тысячи человек. Суточный объем мы обычно перерабатывали на 12-14 тысяч тонн рядового угля и выпускали концентрат. У нас очень хороший уголь, который выдает только 8% золы.
- Первый обстрел ЦОФ «Комендантская» произошел 26 июля где-то в 14:30. В результате была повреждена выходящая ветка в сторону станции Фащевка. Так как примерно 60% коллектива – женщины, то они сразу в панике бежали из цехов в рабочей одежде. С тех пор фабрика не работает.В первую же ночь после этого обстрела мы вместе с главным инженером Андреем Юрченко дежурили – смотрели за тем чтобы не было хищений или повреждений на фабрике.Потом на фабрике кто-то из сотрудников круглосуточно дежурил - по 12-16 человек. Потом 19 августа на территорию ЦОФ зашла украинская армия, это был 11-й батальон территориальной обороны Киевской области «Киевская Русь», который стоял здесь до 4 сентября.После ухода украинской армии мы первые сутки еще дежурили. На третью ночь дежурил главный механик Станислав Давыдченко. По окончании смены он мне позвонил и сообщил, что украинские военные не выпускают из предприятия и грозят пристрелить.После этого случая на предприятии никто из сотрудников не дежурил. Девять суток нас не пускали в ОБК, потом, накануне Дня шахтера (31 августа – прим. ред.), когда нам нужно было закрывать заработную плату, солдаты пустили меня, менеджера по персоналу Ирину Бондаренко и заместителя директора по производству игрушек. Зайдя в помещение мы увидели что все сейфы были вскрыты и были забраны все печати. Вся наша документация была в ужасном состоянии. На системных блоках наших компьютеров отсутствовали все жесткие диски. Есть только записка командира батальона с извинениями за то, что они здесь наделали. После ухода украинской армии с фабрики нам удалось частично восстановить наши печати.
- Почему украинские военные покинули фабрику? Они ушли сами или их отсюда выбили?
- По непроверенным сведениям, солдаты прочитали в интернете, что сослуживцы из их батальона попали в окружение, и они буквально за три часа собрались и покинули предприятие 4 сентября. В результате пребывания украинских военных на ЦОФ «Комендантская» пропали все автомобили, которые были на ходу. В их числе два автобуса - ПАЗ и ЛАЗ, Газель, УАЗ-Патриот, Дэу, ВАЗ 2107, практически все КРАЗы и длинномер. Практически вся техника, которая была на ходу, была у нас забрана украинской армией при отступлении.
- Практически весь уголь, который оставался на складе с момента захвата фабрики украинской армией сейчас здесь. Было 11600 тонн «крупного» и «ореха», который прошлой зимой не был востребован, и мы думали, что в июле-августе мы его отгрузим. Сейчас совместно с военным командованием Перевальска (где располагается штаб «Национальной Казачьей Гвардии» ВВД - прим. ред.), генеральным директором Александром Богдановым и директором фабрики Виктором Томилиным было принято решение отпускать этот уголь. Больше 300 сотрудников предприятия остались не обеспеченными бытовым топливом.На данный момент сотрудники нашего ЦОФ на зиму углем обеспечены - осталось только на день работы.Кроме того, для своих амбулаторий, школ и населения здесь уголь коменданты поселков Фащевка Антрацитовского района, Городище и Индустрия. Все это происходило под контролем военного коменданта.
- Сколько угля сейчас находится в вагонах?
- Около шести тысяч тонн здесь, и тысячи две еще на складе.
- По этому углю решение еще не принято. Тем более, что один из составов еще 25 июля был за адресован в Россию, но до сих пор не отправлен.На данный момент нет возможности отправить его по железной дороге, потому что рельсы разбиты в Фащевке и здесь на выезде. Рельсы нужно менять, контактная сеть повреждена, возле станции Фащевка на рельсах лежит железобетонная опора, стрелки разбиты, четыре рельса перебиты. Выгрузить из вагонов в машины сейчас невозможно, потому что почти три месяца фабрика обстреливается артиллерией украинской армии.По той же причине предприятие совершенно обесточено – ЛЭП со стороны Чернухино и Городища повреждены и возможно починить нет. Недавно мы пытались устранить неполадку, но два электрика с перевальского РЭСа погибли под обстрелом. Поэтому было принято решение электричество пока не восстанавливать.
- Да, все они обеспечены нашим углем. Скажу конкретно по станции Фащевка Перевальского района. По шесть тонн угля мы завезли на питьевые насосные станции №1, 2, 135 тонн нужно для котельной, которая отапливает один 30-квартирный дом - туда мы завезли 130 тонн, также углем обеспечено помещение детского садика, в котором сейчас занимается 78 школьников.