Приехав в Воронеж с лекцией «Заражать знанием: представление об ученых сегодня», Иван Сорокин поделился с корреспондентом 36on.ru своим мнением о том, как сегодня общество представляет себе образ ученого и нужна ли популяризация науки.
- Почему ученых «штампуют»?
- Наука во многом представлена обществу односторонне: сегодня в СМИ все новости и материалы о российской науке соотносятся с конкретными мероприятиями – отсюда бюрократизация научных слов и появление еще одного образа – ученого-чиновника.
- Интересуется ли сегодня молодежь наукой?
- Да! Именно поэтому сериалы с научной тематикой имеют такую большую популярность. Я думаю, что проблема неправильного представления об ученых скорее в популяризации науки. Если в Советском союзе на трех доступных каналах постоянно шли научно-познавательные программы, а самым раскупаемым журналом был «Наука и жизнь», который собирали как коллекционную энциклопедию, то сейчас в приоритете телевизионные шоу о личной жизни и мода.
Иван Сорокин рассказал, почему, по его мнению, сегодня на ТВ мало научных программ.
– В связи с форматом молодежных интересов, альтернативных науке, научно-популярных программ очень мало. Их можно увидеть по телевизору, но качественных и интересных практически нет. Я думаю, это также связано с разочарованием в прогрессе.
Но современная молодежь очень даже интересуется наукой. Сейчас легко можно зайти на сайты лекций или записанных на видео физических экспериментов, зарегистрироваться и смотреть, читать, слушать в удовольствие.
Получить нужные знания легко, если захотеть. Я думаю, что популяризация науки очень важна, поэтому СМИ должны представлять научные идеи и самих деятелей.
Чтобы узнать, как много молодежи сегодня увлекается научной деятельностью, я решила взять комментарий у знакомого доктора медицинских наук РНИМУ им. Пирогова Ольги Киселевич. Она рассказала, в чем сегодня заинтересованы молодые ученые.
– Сегодня у молодых людей падает интерес к образованию и научной деятельности. Возможно, в связи с нагромождением информации и крылатым утверждением о том, что время тратить на образование не нужно, лучше сразу идти работать. Но в то же время привлекательность работы в сфере высоких технологий только растет. А остальные сферы не так популярны просто потому, что платят там значительно меньше, чем это было в СССР.
Не секрет, что сегодняшнее российское образование построено больше на теории, чем на практике. И оригинальности, «интересности» в школьных наставлениях мало. В какой школе сейчас нет хоть одного учителя, который бы уговаривал детей не идти по их стопам? И хочется ли преподавателям искать креативные методы при такой зарплате?
В вузах тоже преобладает теория, поэтому шутка о красном дипломе как подставке под чашку кофе сейчас актуальна. Нужна практика. Нужна наглядность в науке и образовании. Нужен творческий подход.
Пора менять стереотипы
Научные эксперименты приковывают внимание, они дают волю фантазии, образному мышлению. В Воронеже уже существует Музей занимательных наук «Эйнштейниум», в котором можно увидеть более 100 любопытных экспонатов, наглядно демонстрирующих различные законы физики, природные явления и оптические иллюзии.
Воронеж может гордиться коллективами и отдельными личностями, которые создают необычные научные образовательные проекты.
Я решила обратиться к молодым воронежским ребятам, которые самостоятельно «внедряют» науку в массы. У них есть своя цель, а главные методики – образность, практика, наглядность.
Дмитрий Некрасов, автор проекта «Свежая лекция», занимается организацией познавательных мероприятий, которые знакомят участников с практической стороной темы. Он считает, что для привлечения внимания к науке и образованию нужно либо «заводить на это моду», либо иметь план формирования ценностей у нового поколения.
– С теми, кто сегодня находится в категории «Молодежь», нужно работать точечно, организуя мероприятия по выявлению тех, кто склонен к науке. Но здесь очень важный момент в том, что имеется в виду под словом «привлекать». Если как зрителей, то все просто: создаем с помощью маркетинга хорошую концепцию и вуаля!
У меня при создании проекта было скорее желание восстановить справедливость в сфере образования. Желание показать студентам практическую сторону того, что им теоретически дают в вузе. Не было тогда такого взгляда на ситуацию. Сейчас все-таки подход другой. «Свежая лекция» – платформа для поиска себя как участника, так и организатора. Здесь они учатся саморазвитию, поиску ресурса образования и просвещения.
Дмитрий Коюда, инициатор «Турнира Трех Наук» – турнира для физиков, химиков и биологов, «Creative Science» – проекта научных экспериментов от молодых ученых, «Занимательной науки» – зарождающейся экспериментальной и лекционной лаборатории для школьников, рассказал, что работает ради желания популяризовать науку.
– Я хочу показать общественности, что это ни разу не скучно, а красиво, эффектно, зрелищно, интересно. Сегодня народ читать не любит. Это говорят такие социальные сети, как Instagram и Twitter: человеку нужна картинка, пару слов и креатив. Наличие научно-популярных программ, лекций, площадок для обмена знаниями и состязаний также должно способствовать развитию интереса к науке у «простых» людей.
Так какой же он – настоящий ученый?
Поговорив с экспертами и заинтересованными в науке людьми, мы нарисовали для себя образ "настоящего ученого", итак:
Он существо социальное. Его идеи должны быть доступны для каждого.
Он любопытен и искренне радуется новым открытиям в научном мире.
Если у него что-то не получается, он пробует еще и еще раз.
Ты готов к экспериментам, умеет доказывать свою правоту и, если это обосновано, проигрывать.
Он склонен к амокритике.
Где вы, молодые ученые? Мы ищем вас!