Люди, приехавшие «на экскурсию», подбирают «сувениры»: кусочки оплавленного стекла, обгоревшие деревяшки, даже оплавленные игрушки.
- Покажу сыну, когда вернусь - говорит Юлия, киевлянка. – Когда дети видят «артефакты» с места боевых действий, они верят в то, что война – это страшно. Хотя проблема в том, что «войну» нам никто не объявлял. Но люди продолжают погибать каждый день, несмотря на перемирие. Здесь, в Семеновке, хоть остовы домов остались, а я слышала, что в Луганске и Донецке некоторые здания стерты с лица земли…
- У нас до этих событий Славянск был мирным, - чуть ли не со слезами на глазах сетует жительница Славянска Валентина. – Люди торговали, посуду какую делали! Загляденье просто. На всю Украину славилась, да и в Россию возили. А что сейчас? – при этих словах женщина не может сдержать слез. – Смотрите, все разрушено, а кто это восстанавливать будет?! Знаете, что говорят? – женщина плачет еще больше. – А зачем ваше жилье восстанавливать, вдруг опять Славянск захватят? А у нас тут дети, внуки, со всего Донбасса к нам люди едут… Мы народ хлебосольный, чем богаты, тем и рады, последнее отдадим. И отдаем!
- Я в больнице работала, - рассказывает Лидия. Лицо ее не выражает никаких эмоций. – А теперь больницу разбомбили, работы нет пока. Детсад… Вот тут, на первом этаже был, тоже разрушили. Видите, вон там, даже игрушки остались и мебель детская… Знаете, кого больше всего жаль? Деток из психиатрического отделения. Когда бомбить начали, они еще тут оставались, многие даже не понимали, что происходит.Кто бомбил? С трех сторон, мы не знаем. Нам бы теперь «дыры» залатать. Вон, видите, крышу пробило… Приехали добрые люди, перекрывают у нас в доме, но не представляются. Про то, кто это спонсирует - молчат. Говорят, когда доделаем, вы сами все узнаете.
- Да только кому мы там нужны? – вздыхает она. – Родственники у меня все в Славянске живут, а те люди, которые в Харьков уехали, рассказывают, что квартиру снимать дорого, работу найти тяжело, а ведь жить на что-то надо...
- Но отопление - не главное. Главное – что мы остались живы.
Подобную фразу нередко приходится слышать и среди временно перемещенных лиц из других городов и сел, которых принято называть «переселенцами».
- Не известно, где брать детские вещи, - объясняет женщина. – И не знаем, когда домой вернемся. Ведь мы, когда уезжали, похватали, что первое под руку попалось… Бежали, даже не задумываясь, как зимовать будем.