Автор текста: Анастасия Сарма.
На филфаке Воронежского госуниверситета массово сокращаются бюджетные места для студентов, поступающих по направлению «филология». В то же время число бюджетных мест растет на биолого-почвенном, физическом, юридическом факультетах, а также на факультетах компьютерных наук, философии и психологии, ПММ.
Физики атакуют лириков
Перед Новым годом Минобразования РФ издало приказ, определяющий количество мест для студентов-бюджетников в российских вузах. В соответствии с этим документом на все направления филологического факультета ВГУ, а это — филология, издательское дело, искусства и гуманитарные науки — для абитуриентов выделяется по 10 мест.
— Eще несколько лет назад на филфаке было 75 бюджетных мест, но год от года их количество сокращалось — вместо 75 стало 62, потом — 45, — рассказывает начальник учебно-методического управления ВГУ Александр Макушин. — В прошлом, 2013 году, на филологии было 26 бюджетных мест. Другим пострадавшим направлением является история. Долгое время на эти два направления выделялось одинаковое количество мест. В этом году историкам повезло чуть больше — они получили 20 мест, но по сравнению с былыми временами радоваться нечему.
В то же время на подавляющем большинстве из 17-ти факультетов ВГУ количество бюджетных мест остается стабильным или даже растет, вопреки демографическому кризису. Наибольшее количество бюджетных мест в этом году — 100 — получил, как и в прошлом году, геологический факультет. Повезло и факультетам, реализующим физико-математические и инженерные специальности. Например, на направлении «Прикладная математика и информатика» факультета ПММ – 95 бюджетных мест. Замыкает тройку «лидеров» физический факультет: на направлении «радиофизика» - 80 мест, а на направлении «физика» - 70 бюджетных мест.
Любопытно вот что. По словам Александра Макушина, в 2014 году по сравнению с прошлым имеется небольшой прирост бюджетных мест для поступающих: если в 2013 году их было 2099, то в 2014 – 2122.
— В общей сложности количество бюджетных мест постоянно растет на специальностях, связанных с информационными технологиями, — говорит Александр Васильевич, — что не может нас не радовать. Но в то же время количество мест по истории и филологии, к сожалению, неуклонно сокращается.
Нельзя не отметить, что бюджетные места появились на направлениях, где их до этого не было и в помине. Например, три года подряд на направлении «Прикладная информатика» бюджетных мест не было, а в 2014-м их уже 20. А в магистратуре по направлению «Информационные системы и технологии» факультета компьютерных наук бюджетных мест в этом году – 25 (вместо 14-ти – в 2013-м). Выросло количество бюджетных мест и в магистратуре юридического факультета: с шести в 2013 году до 20-ти – в 2014-м. Также увеличилось количество бюджетных мест и в магистратуре направления «Реклама и связи с общественностью» журфака: в прошлом году их не было вовсе, а в этом – целых девять. В 2014 году впервые появилось по пять бюджетных мест в магистратуре по направлениям «философия» и «культурология» (факультет философии и психологии).
— В принципе, ситуация с бюджетными местами в ВГУ благополучная. Однако вызывает тревогу наличие двух «золушек» – истории и филологии, — отмечает Александр Макушин.
Не самая плохая катастрофа
Сами преподаватели филфака, кажется, почти смирились с таким положением вещей. Тем более что это беда не одного Воронежа, но и других регионов.
— У нас ситуация средне-плохая, но есть и те, кому не повезло еще больше. Наши коллеги из других регионов рассказывают, что на некоторых факультетах уже не осталось бюджетных мест, — рассказывает завкафедрой русской литературы, доктор филологических наук, профессор Андрей Фаустов.
Пока авторы «контрольных цифр приема» из Министерства образования и науки пребывают в иллюзии, считая, что спасти воронежский филфак смогут студенты-договорники (обучающиеся на платной основе), сами преподаватели так не думают. Во-первых, филфак – традиционно не тот факультет, куда родители студентов готовы нести свои деньги (по современным расценкам – 65 тысяч рублей в год.) Во-вторых, как показывает практика, между числом студентов-бюджетников и договорников существует прямо пропорциональная зависимость: если бюджетников – 10, то договорников – 20. Резко сократившееся число бюджетных мест говорит о том, что набор студентов будет очень маленьким.
Большой совет ВГУ, недавно принял решение о том, что количество преподавателей и их нагрузка должны рассчитываться исходя из количества студентов. Формула расчета такова: один преподаватель — на 10 студентов. Это значит, что, если на направлении «классическая филология» будет 10 студентов-бюджетников и 10 договорников, то им нужны два преподавателя.
— Через два года без работы останутся все. Мы будем представления устраивать, — шутят преподаватели.
Несколько преподавателей, не сговариваясь, высказывают одну и ту же мысль: все идет к тому, что филфака как самостоятельного факультета существовать не будет. Его объединят либо с историческим факультетом, либо с факультетом журналистики, либо –факультетом РГФ. Подобное уже произошло в Воронежском педуниверситете, где филфак и истфак объединили в единый гуманитарный факультет. Хотя, по словам начальника учебно-методического управления ВГУ Александра Макушина, разговоры о слиянии факультетов – не больше чем просто слухи.
Кстати, на прошлой неделе Андрей Фаустов вернулся с семинара, на которое его и других заведующими кафедр русского языка и литературы региональных вузов пригласила Администрация Президента. На встрече филологам говорили, что их «любят, ценят и оберегают». При том, что накануне нового года правительство издало распоряжение под названием «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Дорожная карта)», в котором к 2018 году планируется сократить число преподавателей почти в два раза.
А потом, в ходе двухчасовой встречи взволнованным, раздраженным филологам, у которых отнимают бюджетные места, предложили создать Ассоциацию преподавателей русского языка и литературы высшей школы. Те написали письмо на имя Владимира Путина, в котором просили увеличить количество бюджетных мест для студентов на направлении «классическая филология» и ввести на всех факультетах курс русского языка и литературы.
Не сдаваться
Впрочем, декан филологического факультета, Ольга Бердникова, настроена оптимистично. Ольга Анатольевна уверяет: сокращений преподавателей не будет, ректор ВГУ не допустит, чтобы людей выгнали на улицу. Сейчас руководство факультета пишет письма в различные вышестоящие инстанции: два письма отправили в Министерство образования, третье - в администрацию Президента, четвертое - в Общественную палату Воронежской области, пятое - в ОблДуму. Но ответов на них получить не надеется.
— Наш президент объявил 2014 год годом культуры, а 2015 — годом литературы, но позиция Министерства образования и науки, которое сокращает число филологов по всей стране, входит с этим в некоторое противоречие, — говорит Ольга Бердникова, — Если мы сегодня прекращаем наборы на классическую филологию, то, таким образом, мы прекращаем существование филологии как науки, - уверена одна из преподавателей, пожелавшая скрыть свою фамилию. - Мы отрежем поколение, которое идет за нами следом, которое должно продолжать дело филологов сегодняшнего дня. Таким образом, мы нарушим традицию. А ведь вырастить хорошего филолога, слависта, человека, знающего языки, очень сложно.
Ситуация, в которую сейчас попал воронежский филфак, очень напоминает историю с факультетом филологии СПбГУ. Два года назад там разразился настоящий скандал, когда количество бюджетных мест на факультете решили сократить на сто, с 225 в 2012 году до 125 человек в 2013-м. Разница в том, что инициатором «реформы» там выступал ректор, а в нашем случае – Министерство образования и науки. Питерские студенты и преподаватели решили не сдаваться. Они развернули мощную информационную кампанию: призывали бороться с произволом «реформаторов» в соцсетях и прессе, устраивали митинги и пикеты. Их петицию против сокращения бюджетных мест подписало 8500 человек. За строптивый коллектив факультета заступились коллеги из МГУ и ряд других вузов. И, надо сказать, что питерский филфак победил. А руководство СПбГУ с филологами решило не связываться. Наверное, зная, что многие из них становятся журналистами.