Воронежцы довольно часто страдают от неправомерных действий коллекторов, которые приходят за чужими долгами: об этом говорят и многочисленные записи в соцсетях и блогах, это подтверждает и региональный Роспотребнадзор. Часто визиты сборщиков долгов сопровождаются оскорблениями и угрозами в адрес семьи. При этом нередки ситуации, когда недобросовестные заёмщики в договоре с банками указывают выдуманный адрес, и тогда у людей возникают проблемы из-за долга человека, о существовании которого они даже не подозревают. Чтобы помочь людям, оказавшимся в подобных ситуациях, портал 36on.ru собрал три разные истории, произошедшие с воронежцами, и обратился за комментарием к адвокату Алексею Хорольскому.
Анастасия Сарма:— В 2012 году моя мама-пенсионерка купила себе сим-карту для мобильного телефона. Через какое-то время ей стали звонить коллекторы. Называли ее Ольгой (маму звали Ирина Владимировна), требовали, чтобы она отдала какой-то долг. Сумму долга не называли. Мы выяснили, что ранее сим-карта принадлежала другому владельцу, у которого скопились по ней долги. А так как номером владелец долгое время не пользовался, то оператор продал его новому клиенту. Коллекторы звонили чуть ли не каждый день, думали, что моя мама их обманывает. Требовали выслать копии документов, в том числе паспорта. Это продолжалось месяца два или три. Звонили по многоканальному телефону из Москвы. В милицию мы не обращались. С ними пытался поговорить по телефону мой муж, но они прекратили терроризировать маму только после того, как мы поменяли сим-карту.
Алексей Астрединов:
— Я задержал выплату кредита в банке на два месяца. Стали звонить коллекторы с угрозами. Когда меня не было дома, терроризировали мою бабушку, обещали ей вывезти внука в лес и изувечить. Говорили, что они сами менты, и им на милицию плевать. Такие фразы и слова, как «отрезать яйца», «размазать», «убить», «продать на органы» сыпались вообще как из рога изобилия. Продолжалось месяц.
Я обращался в милицию, писал заявление. Но там мне сказали, что это малоэффективно: «Таких обращений много, и за отсутствием преступления мы не будем рассматривать». Обращался в региональный комитет по правам человека. Ответ был уклончивый.
Возымело результат, когда я написал уже на сайт президента. Тогда им был Дмитрий Медведев. Я был очень удивлён, что эти обращения рассматриваются. Думаю, из администрации президента спустили на региональный уровень, потому что вскоре мне был звонок от кого-то из нашего региона: женщина сообщила, что было обращение на сайт президента, которое они не могут оставить без внимания и попросила точные данные.
После этого звонки от коллекторов на какое-то время прекратились. Стали звонить девушки-сотрудницы банка и вежливо просить погасить задолженность. В итоге я выплатил кредит. Но после этого случая, я с этим банком, естественно, дел не имел, ровно как и с остальными.
Лидия Князева:
— Перед новогодними праздниками к моему дому подъехала машина. Вышли двое и сначала вели себя вежливо. Поздоровались, спросили о моём двоюродном брате. Ответила, что по этому адресу он не живёт лет 20, и здесь не прописан, мы с ним не общаемся, и где он сейчас я не знаю. Оказалось, брат задолжал банку 48 тысяч рублей. За долгом пришли коллекторы агентства по сбору долгов. Они попросили меня передать ему уведомление, спросили, знаю ли я, кто из родственников с ним общается. Уведомление я забрала и пообещала: если будет возможность, то передам. Но гарантий давать не стала, я же не курьер.
Потом они стали спрашивать про меня: как зовут, попросили номер телефона. Я отказалась отвечать. Начали грубить, оскорблять, перешли на «ты». В этот момент из окна выглянули моя четырёхлетняя дочка и мама. «Гости» их заметили и перешли к угрозам: «Ну, вы же не хотите, чтобы мы приехали снова и напугали вашего ребенка? Ну, вы же не хотите, чтобы мы расстроили вашу маму? Маму вашего родственника?». Я с трудом захлопнула перед ними дверь — они пытались её придержать. Они стали барабанить по окнам, звонить в дверь, ходить по двору.
Я вызвала полицию. Пока она ехала, позвонила в агентство: название и номер телефона были на уведомлении о задолженности. Говоривший со мной человек даже не представился. Сказал, что мои проблемы никого не волнуют, что я должна сама разобраться со своим братом или оплатить за него долг: «И это не последний визит. А претензии за неудобства предъявляйте к своим родственникам». Когда приехал полицейский, коллекторов уже не было. Опер, пока писала заявление, успокоил: «У вас хоть дальний, но родственник. А мы к бабушкам и дедушкам регулярно выезжаем — их до инсультов кошмарят за должников, которые указали этот адрес просто наугад».
На этом история не закончилась. Эти парни пришли на следующий день к матери заёмщика на работу (она работает в отделении Сбербанка) и учинили там шум-гам. Позорили, орали, не давали закрыть двери. Попросили её выйти с рабочего места (она оператор), начали задавать вопросы о сыне. Она отвечала, что не видит его практически, по кредитам не может ничего сказать — у неё кредитная организация не спрашивала ничего, поручительств или звонков каких-то не было. Коллекторы стали орать на всё отделение: «Эк, вы сыновьями раскидываетесь! Не общаетесь! А, может, вы в доле с ним? Вот и сами в банке работаете! Сами, небось, научили воровать и аферы проворачивать, раз разбираетесь в банковском деле?» Она, конечно, в шоке, попросила не кричать на неё. Бесполезно. Тогда она развернулась и пошла на своё рабочее место. Один из коллекторов схватился за дверцу.
В итоге они всё же ушли. Но моя тётка теперь красная от стыда как рак: такое при посетителях и коллегах. Она хотела попросить у службы безопасности записи с камер видеонаблюдения, но ей ответили, что нужен запрос из полиции. Она написала заявление, теперь ждём результата.
Комментарий Роспотребнадзора:
— Деятельность организаций, которые занимаются возвратом долгов, полностью незаконна. Гражданин заключает договор по кредиту именно с банком, и его долги нельзя передать другой организации без его согласия. Кроме того, по закону банк обязан гарантировать «тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов». Это делает невозможной передачу информации о должнике коллектору без нарушения законодательства.
Комментарий адвоката Алексея Хорольского:
— Следует знать, что вы можете не общаться с коллекторами. Не отвечать на их вопросы и телефонные звонки. Не пускать в жилое помещение. В сущности, прав у коллекторов почти никаких нет. Другое дело судебные приставы. Они представляют закон, и им лучше подчиниться. Если, конечно, в их действиях нет ничего противозаконного. Полностью комментарий адвоката читайте в материале «По коллекторам можно стрелять из травматического оружия».