Под председательством главы Воронежа Александра Гусева прошло заседание Общественного Совета по вопросам ЖКХ. На Совете присутствовали руководители структурных подразделений администрации и управ, председатели ТСЖ и управляющих компаний, руководители ресурсоснабжающих организаций.
О некоторых результатах работы Общественного Совета проинформировала его председатель Ольга Фролова. По ее данным в общественную приемную Совета в течение 2013 года поступило 2244 обращения. Из них по вопросам начисления коммунальных платежей порядка 30%, по теме управления многоквартирными домами - 25%, но больше всего - около 45% обращений - спровоцировано неудовлетворительным качеством жилищных услуг. Анализ «жилищных» обращений горожан позволил выявить типовые жалобы собственников жилья: недовольство качеством работы УК, несовершенство договорных отношений, вплоть до того, что отсутствует сам предмет договора и перечень общего имущества дома. Жильцов не устраивает, что получение технической документации дома в УК при смене компании или создании ТСЖ практически невозможно, а отчеты о проделанной жилищниками работе попросту «нечитаемые».
Ольга Евгеньевна сделала предположение, что выявленная опытным путем типология вопросов говорит, во-первых, о несовершенствах законодательства, а во-вторых, об инертности и низкой юридической грамотности населения. Однако более чем в 50% жилого фонда по-прежнему остается муниципальная доля, а значит и рычаги для нормализации отношений с недобросовестными УК. В последнее время, ситуация стала выправляться за счет еще одного обстоятельства: появления в Воронеже Советов многоквартирных домов. Сегодня их насчитывается около трех тысяч (созданы в 60 процентах многоквартирных домов), и надо заметить, что треть из них работает хорошо и очень хорошо, становясь реальной силой в решении наиболее сложных вопросов.
Обрисовав ситуацию, Ольга Фролова высказала мнение: - никакие неотложные меры переломить ситуацию к лучшему не смогут, нужна долговременная политика. Ее основной принцип – «начать с себя», то есть использовать возможности муниципалитета как собственника для наведения порядка в принадлежащей ему части многоквартирного фонда. Среди первоочередных мер - активизация процессов создания ТСЖ, оказание собственникам компетентной юридической помощи и экспертиза договоров с УК, проведение общих собраний собственников для решения накопившихся вопросов, формирование положительного образа «активного собственника» и ряд других важных направлений работы. Этот предварительный перечень мероприятий должен быть проработан в течение месяца в рамках консультаций общественности и чиновников и вынесен на окончательное утверждение Общественного Совета в качестве программы действий.
Глава Воронежа Александр Гусев назвал тему взаимодействия администрации Воронежа с управляющими компаниями неоднозначной.
– Не стоит рассматривать вопрос с сугубо негативной стороны, поскольку и в жизнеобеспечивающей отрасли есть немало достойных людей, делающих свое дело честно. Но есть сотрудники УК, которые не стремятся оправдывать доверие жителей. В этой связи администрации предстоит стать примером решения разнообразных проблем отрасли на примере, в первую очередь, недобросовестных компаний, – подчеркнул Александр Гусев.
Глава города посоветовал своим сотрудникам учиться жить и работать в режиме «открытой власти», готовой к каждодневному взаимодействию с общественностью. В силах администрации уже сегодня обеспечить эффективный контроль в сфере ЖКХ.
– В этом направлении предприняты организационные шаги – создано управление муниципального жилищного контроля. Теперь важно наполнить работу управления реальным смыслом: это не должен быть орган, который выписывает «бумажки с предписаниями», а структура, реально решающая самые злободневные вопросы «на местах» и обеспечивающая, в том числе, общественный контроль за работой отраслевых предприятий, – отметил мэр города Александр Гусев.
Кроме предложений, ставящих своей целью повышение эффективности управления многоквартирным домом, на Общественном Совете рассмотрели результаты работы рабочей группы по разрешению некорректного начисления коммунальных платежей и взаимодействие Общественного Совета с управлением муниципального жилищного контроля.