Опубликованные основные показатели бюджета Воронежа на 2014 год приятно радуют. Рост расходов по сравнению с прошлым годом составит более 12%. Почти в три раза сократится дефицит. Впрочем, в реальности будет даже лучше, чем на бумаге – город впервые получил существенную, а не номинальную поддержку от регионального и федерального бюджета.
Собственно в этом и хитрость нынешнего документа, при выросшей более чем на 3 млрд. рублей поддержке сводить концы с концами стало значительно легче. Надо сказать, в 2015 и 2016 годы этот показатель, согласно планам, тоже будет расти. Источник такой щедрости, возможно, связан с фигурой нового мэра. В прессе и политических кулуарах некоторые его даже называют «абсолютно управляемой и несамостоятельной фигурой». Уверен, что это пустое злопыхательство, скорее всего, губернатор просто значительно больше доверяет своему бывшему подчиненному.
Для нас же, простых горожан, гораздо важнее, что денег станет выделяться больше. Многие, наверно, уже размечтались о новых дорогах, красивых дворах, нормальном ЖКХ. Спешу огорчить, почти всю прибавку съест «социалка», точнее та ее часть, которая осталась у города – дошкольное и среднее образование. Единственное на что можно рассчитывать – увеличение дорожного строительства за счет появления анонсированных еще во время выборов развязок.
Могло ли быть лучше? Как это не удивительно, да. В прошлом году собственные доходы бюджета (без той самой поддержки от региона и федерального центра) были запланированы в объеме большем на 17%, то есть получается, что мэрия планирует потерять часть доходов. Источников доходов у городских властей не так много, основные: налог на доходы граждан, ЕНВД, земельный налог, доходы от использования муниципального имущества.
Так в чем же причина? Рискну сделать предположение, что ни в одном из перечисленных факторов. Городская власть просто решила перестраховаться и заложить себе резерв, который потом можно будет истратить в соответствии со своим разумением (имея полностью послушную гордуму это реально). Так же длительное время действовали составители федерального бюджета, сознательно занижая доходную часть. Потом можно красиво отчитаться, что доходы оказались гораздо больше, попиарится на отсутствии дефицита бюджета, а для всех просителей, которым хочется отказать, всегда можно говорить магическую фразу «денег в бюджете не предусмотрено.
Думаю что главная интрига бюджета именно в этом. Удивляет, что эту тему не поднял никто из общественников в ходе слушаний. Обсуждать размер зарплат чиновников и конкретные проблемы, какого-то отдельного дома, всяко приятней и интересней, чем сесть и посмотреть на доходную часть. Возможно, тогда было бы проще найти деньги и на проблемы конкретного просителя.
Что же касается расходов на «общегосударственные вопросы», так по бюджетной науке называются расходы на чиновников, то действительно их рост на 20% вызывает некоторые вопросы. У воронежских чиновников итак далеко не самые низкие в Черноземье зарплаты. Наверное, новому мэру не стоило бы чисто по политическим причинам формировать свой первый бюджет именно с таким новшеством. Тем более, что на социальную политику рост расходов запланирован на символический 1%. Выглядит это неэтично по отношению к избирателям.
В итоге бюджет города выглядит то ли очень хитрым, то ли не слишком продуманным. В команде нового мэра за бюджетный процесс отвечает г-жа Муромцева – прекрасный специалист, с огромным опытом бюджетного планирования в областной власти. Думаю, бюджет следующего года будет лишен всех перечисленных выше недостатков.