Принятый в первом чтении бюджет на 2014 год можно назвать очень сложным. По сравнению с 2013 годом вырос дефицит (более чем на 2 млрд. рублей), сократилась помощь из федерального бюджета (на 1 млрд. рублей), расходы выросли сильнее, чем доходы.
Конечно, здесь можно было бы посетовать на слабую помощь центра и привести пример Чечни, которая при почти вдове меньшем населении имеет сопоставимый с Воронежской областью уровень расходов (79,4 млрд. рублей у нас против 75,5 млрд. рублей у Чечни (данные за 2013 год, официально данные на 2014 год Чечня еще не публиковала). Причем основную массу источников финансирования «кадыровского» бюджета составляют дотации из Москвы. К счастью, Чечня у нас одна, регион по многим показателям уникальный.
Более корректным было бы сравнивать бюджетную обеспеченность, т.е. показатель расходов бюджета на 1 жителя, с показателями соседних областей. У нас она составляет 32,4 тыс. рублей на человека. Бюджетная обеспеченность в Белгородской области на 27% выше, в Курской на 5%, в Липецкой – на 9%. Даже в откровенно слабой в экономическом плане Орловской области бюджетная обеспеченность выше на 10%. В целом же по России ситуация еще лучше, чем в Центральном Черноземье. На гражданина тратят более 62 тысяч рублей, что почти в два раза выше нашего регионального уровня.
Теперь остановимся на другой проблеме бюджета – дефиците. Формально область живет не по средствам, доходы превышают расходы почти на 15%. Однако, если мы посмотрим на соседние регионы, то ситуация полностью аналогична. Ни одного бездефицитного региона в Черноземье нет. Даже Чечня сводит свой бюджет с «дырой» более чем в миллиард. К сожалению, такова политика федеральных властей, которые продолжают перекладывать социальные обязательства на регионы, при этом никаких дополнительных доходов не отдавая. Подобное поведение, безусловно, может сформировать проблемы для страны в самом ближайшем будущем.
Большинство регионов уже сейчас имеют весьма приличные долги. Наша область далеко не самая нагруженная долгами, но даже у нее их уровень составляет почти половину от годового дохода. Общая сумма выплат по процентам – почти полтора миллиарда рублей. Сколько на эти деньги можно сделать хорошего - каждый может посчитать сам. К этому следует присовокупить и еще один нюанс – по мере роста долговой нагрузки растут и ставки по ней, т.е. расходы будут расти куда быстрее, чем объем привлеченных средств.
Еще более обделенными выглядят муниципалитеты, бюджеты которых давно трещат по швам. Финансовые возможности города Воронежа совсем недавно обсуждались в программах кандидатов в мэры. Все претенденты соглашались, что городской бюджет не соответствует поставленным перед муниципалитетом задачам. Все пытались найти выход, которого в действительности не видно. Нет особой надежды и на областную помощь. Несмотря на то, что разнообразные трансферты в муниципалитеты будут осуществляться по почти четырем десяткам позиций, их общая сумма относительно мала (например, даже если все средства направить на один Воронеж, то даже в этом случае не получится закрыть бюджетный дефицит городского округа).
С дефицитным бюджетом тяжело думать о каком-либо последовательном развитии. В структуре расходов более 80% – социальные обязательства. Говорить о новых проектах не приходится. Бюджет в нашем случае – это просто роспись исполнения обязательств по многочисленным обещаниям федеральных властей.
В целом бюджет наверное получился неплохой, у нашей области хорошие финансисты, которые, видимо, сделали максимум из того, что было возможно. Например, требование Президента формировать бюджет по программно-целевому принципу выполнено – 98% расходов у нас распределяется по программам. Впрочем, основной проблемой является не технология составления бюджета, а ограниченность его возможностей. У нас тут не Чечня, не Сочи и даже не Казань с Чемпионатом мира по футболу. Региональные власти весьма ограничены в своих маневрах.