Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Социум 7488

«Альянс зеленых» видит экологические угрозы на российско-украинской границе


Стартовавшая кампания партии «Альянс зеленых» за международный (читай – российский) контроль над добычей сланцевого газа в сопредельных государствах (в первую очередь – Украине и Польше) уже отчетливо проиллюстрировала ситуацию с экологическими проблемами, общую для России и Украины. А именно: в том, насколько безопасны технологии добычи природных ресурсов, разобраться трудно. Но невозможность общественного контроля и судебной защиты, при явных признаках коррупции и разгуле лоббистов, делает конфликты практически неразрешимыми. Вероятно, появление возможности международного контроля, за которых ратует «Альянс зеленых», может стать выходом из положения. 
 
 
О перспективах добычи сланцевого газа пишут и говорят очень много. По одной версии, вышки для добычи природного газа из сланцев можно ставить хоть рядом с детским садом. По другой – существующие методы извлечения голубого топлива из сланцев и силикатов способны «убить» огромные территории, сделать их непригодными для любого использования, кроме тренировок космонавтов для высадки на Марс. 
 
Я выслушал немало аргументов в пользу последней версии на состоявшейся недавно в Белгороде международной экологической конференции под эгидой «Альянса зеленых» Глеба Фетисова. Что естественно, ведь там собрались российские и украинские противники добычи сланцевого газа. Которые производили впечатление весьма компетентных людей. 
 
 
Вкратце основные аргументы «против сланца». Во-первых, при добыче газа из минералов используется огромное количество воды, которой в густонаселенных районах и так не хватает. Во-вторых, в эту воду добавляются опасные активные вещества, вместе с которыми она под давлением закачивается вглубь пласта, где и производит гидроразрыв. Велика вероятность, что потом эта смесь либо поднимется к поверхности земли, либо уйдет в водоемы или отравит подземные водные горизонты. Кстати, при гидроразрыве возможны небольшие землетрясения. В-третьих, сланцевые скважины быстро истощаются и нужно постоянно бурить новые, в результате территория месторождения через недолгое время становится похожа на дуршлаг. По итогам на поверхности над месторождением образуется токсичная полупустыня-полуболото. Что не так важно, если добыча происходит в пустыне (как в США), но совсем другое дело, если речь идет о густонаселенной местности, где живут люди и ведется сельское хозяйство. 
 
О перечисленном на белгородской конференции «Альянса зеленых» рассказывали достаточно авторитетные люди: руководитель программ Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников, профессор Университета нефти и газа им. И.М. Губкина Александр Соловьянов, лидеры известных украинских экологических организаций Валерий Ловчинский и Олег Перегон. 
 
 
Полагаю, в России, в Украине, в других странах нашлось бы немало людей с научными степенями и общественными заслугами, которые опровергли бы все перечисленное и привели множество контраргументов, из которых следовало бы, что добыча сланцевого газа совершенно безопасна. И добавили бы, что у Украины и Польши нет другого способа избавиться от газовой зависимости, сделать газ более дешевым, поддержать таким образом собственную промышленность и помочь своим не слишком богатым жителями снизить расходы на ЖКУ. 
 
Выступать арбитром в споре двух сторон, на каждой из которых профессора, я бы не рискнул. Но есть ряд признаков, которые я оценить в состоянии. Во-первых, разработкой месторождений газа в Украине занимаются совместные предприятия местных госкомпаний и международных корпораций (в Украине отметились едва ли не все заметные мировые монстры добычи нефти и газа). Пока не дошло до промышленной разработки сланцевых месторождений, они добывают газ «обычным способом» (а у южных соседей, представьте себе, его немало, хотя и недостаточно). И, судя по подкрепленному документами и фотографиями рассказу Валерия Ловчинского, делают это, игнорируя и украинское законодательство, и технологические нормы, и права местных жителей. «Жители нескольких областей Украины буквально стоят на ушах. Каждую неделю мы получаем от пяти до десяти резолюций различных митингов», рассказал Валерий Ловчинский. Что нам, россиянам, хорошо знакомо. 
 
Второй характерный признак – имитация общественного обсуждения. Олег Перегон рассказал, как в Киеве создали Общественный совет по экологии при правительстве, куда вошли и «Ассоциация сварщиков Украины» и даже «Ассоциация организаций ритуальных услуг», не вошли только организации вроде «Зеленого фронта». Как нетрудно догадаться, с такими экологическим экспертами можно получить одобрение на что угодно, включая промышленные ядерные взрывы. Что, опять же, чрезвычайно сходно со многими российскими реалиями. По данным украинских экоактивистов, в газовом бизнесе заняты предприниматели, близкие к действующему президенту страны Виктору Януковичу. 
 
Казалось бы, какое до перечисленного дело российской партии «Альянс зеленых» да и вообще кому-либо в России? Украинцы сами выбрали себе президента и парламент, не говоря уже о региональных и местных властях – пусть сами с ним и спрашивают. Но, как справедливо отмечают в «Альянсе», земля-то одна: один реки текут через наши страны, одни подземные горизонты питают живую природу по обе стороны границы. Так, украинские власти договорились с инвесторами о геологической разведке и добыче сланцевых газов вблизи российско-украинской границы на Юзовской площади в Харьковской области. Предполагается, что разработка будет вестись в бассейне реки Северский Донец, которая из России течет на Украину и потом возвращается в нашу страну, впадая в Дон. А это уже касается непосредственно жителей и Ростовской, и Белгородской, и, кстати, Воронежской областей. Сходные проблемы могут возникнуть у жителей Калининградской области, возле границ которой происходит разведка сланцевых месторождений в Польше и Литве. И если есть сомнений (а их немало), что эти проекты могут нанести ущерб нашей общей экосистеме – вмешаться необходимо. 
 
Но как Россия, будь то правительство, партии или общественность может повлиять на дела в соседнем независимом государстве? Вообще-то может. Существует международная Конвенция ЭСПО об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Если совсем вкратце, согласно ЭСПО, страна, затевающая экологически значимые действия возле границ с соседями, ОБЯЗАНА предоставлять им полную информацию о проекте. И если у соседней страны возникли возражения или претензии – они разрешаются специальными международными органами. Россия подписала ЭКПО еще в 1991 году, однако до сих Конвенция не вступила в силу, потому что не подтверждена Госдумой. Поэтому сейчас Россия не может спросить у соседей: «А что это вы бурите рядом с нашей границей?» Нет, спросить-то может, только отвечать ей никто не обязан. Не танками же грозить. 
 
Почему российская Госдума не хочет принимать такой полезный и важный для безопасности страны документ? А потому что он действует в обе стороны – соседи тоже получать право спрашивать у России о том, что происходит на сопредельных территориях. Что, понятно, будет неприятно конкретным лоббистам, рассчитывающим на прибыль от конкретных сомнительных проектов, но, вероятно, полезно для России в целом. Раз уж внутренний общественный контроль слаб и неэффективен, может, международный поможет? То же относится и к Украине. 
 
 
Партия «Альянс зеленых» намерена добиваться ратификации ЭКПО российским парламентом. Насколько это окажется возможно – увидим. А пока председатель партии «Альянс Зеленых» Глеб Фетисов направил письмо министру иностранных дел России Сергею Лаврову, в котором предложил ему обратиться к властям Украины с просьбой о проведении трансграничной оценки воздействия проектов по добыче сланцевого газа на окружающую среду. 
 
«Добыча сланцевого газа в Украине спорна с точки зрения экономической эффективности и при этом может создать масштабные экологические проблемы для жителей как Украины, так и граничащих с ней регионов России и других стран, - уверен лидер «Альянса Зеленых».