ТЕКСТ, ФОТО и ВИДЕО: Юлия Репринцева
В прошедшую пятницу в доме Союза композиторов прошла встреча профессионального сообщества с композитором, куратором фестиваля «Границы музыки» Сергеем Невским. Ровно час мастер раскладывал на составляющие свою оперу «Франциск» и еще столько же рассказывал о своих взаимоотношениях со сложными режиссерами, учителями и деньгами.
На встречу с композитором, чья музыка исполняется на международных фестивалях, пишется на заказ для, например, Берлинской государственной оперы, министерства культуры Норвегии или же для проектов российского модного режиссера Кирилла Серебреникова, в Воронеже пришли два десятка слушателей — только коллеги. Сергей начал общение с рассказа о работе над оперой «Франциск», мировая премьера которой состоялась в прошлом году на сцене Большого театра.
Опера написана по просьбе греческого дирижера, музыканта и актера Теодора Курентзиса. Представление продолжительностью один час повествует об умирающем святом, который так до конца и не избавился от сомнений и потому постоянно обращается к Богу. «На первом уровне находятся главные действующие лица, на втором — оркестр, на третьем — хор», — объяснял Невский нехитрую схему основной декорации.
Разобрав четыре сцены, из которых состоит представление, перешли к просмотру фрагментов. Скрежет, скрип и шум, которые ранее звучали на сцене в условиях минимализма, удивительным образом гармонично зазвучали в богатом барельефами интерьере первой половины 19 века.
Жизнь композитора, как выяснилось затем, может быть такой же непростой, как и музыка. Отвечая на вопросы из зрительного зала, Невский рассказал про трудности работы, конфликты с режиссерами, непростые взаимоотношения с учителем.
- Время от времени я говорил дирижеру Филиппу Чижевскому: «Пойдём предотвращать страшное», - улыбается Невский, вспоминая про работу с оркестром.
- Я считаю, что композитор должен отступать в сторону и давать работать режиссеру. Я понимаю, что он видит какие-то вещи, которых я не вижу, - заявляет Невский и, посмеиваясь, тут же добавляет, что ему в случае с оперой «Франциск» повезло: режиссера художественный руководитель проекта Василий Бархатов подобрал молодого и неопытного.
- Своим весом и возрастом я мог надавить. Очень часто режиссеры любят, чтобы опера заканчивалась их, а не музыкальным, высказыванием. Давайте в конце выйдет девочка, забьет в сцену гвоздь и прочитает молитву святого Франциска, предложил мне режиссер. Давайте не будем, говорю ему. Он пожаловался Бархатову, тот встал на мою сторону и мы обошлись без гвоздя в конце, — улыбается Невский.
С оперы разговор перекинулся на более общие темы. На рассказ о том, как набивал шишки, зал ответил спокойным молчанием. Видимо, знакомо.
- У меня большой опыт. И оперы какие-то ужасные писал, и конфликты с режиссерами были, когда меня просто выгоняли из зала. Но я знаю: если с этим режиссером не получается, то следующий будет хорош.
Вопросов у воронежских коллег было много, в том числе провокационных. «Всё, что вы написали - это по заказу или по собственному убеждению?», «Вот вы рассказали о своём спектакле, где используются эротические письма школьниц 80-х годов. Не кажется ли вам, что музыка в таких проектах сродни попсовым песенкам и не вдохновляет на какое-то художественное осмысление?». Невский то твердо, то по-хулигански улыбаясь, отвечал, что 99% музыки он пишет по заказу и да, на жизнь зарабатывает. «Иногда тяжело, - нарочито тяжело вздыхает Невский и зал смеется. - Иногда нет». «Дирижеры больше получают, но они всё-таки занимаются тяжелым физическим трудом, не то, что мы», - в зале снова улыбки. А что касается попсовых мотивов, то, как говорил еще Шкловский, искусство иногда должно обращаться и к низменному.
Под конец спросили про отношения к своим учителям: яблоко ли от яблони или как-то иначе?
- Есть учителя, которые сильно мотивируют своим примером и очень легко впасть от них в зависимость, - говорит Невский. - А есть те, что задают вопросы, на которые приходится отвечать. У меня был как раз такой, Фридрих Гольдманн. Он был депрессивным, мрачным. Все время говорил, что у меня ничего не выйдет, и что я пишу модную фигню. Так прямо и говорил, по-немецки. Он много пил и умер. Так что у меня учитель был этакий «папа-алкоголик». Но мне сейчас всё равно не хватает диалога с ним, потому что он, конечно, был крупной философской фигурой.
Самый последний вопрос касался места жительства. Невский честно признался, что живёт, в основном, в Германии: «Всё-таки там композиторам лучше работается».