На протяжении многих лет основные коммунальные системы Воронежа находятся в очень проблемном состоянии: они стареют и изнашиваются физически, ведут не слишком успешную экономическую деятельность, часто – непонятен их правовой статус.
До недавнего времени большая часть систем жизнеобеспечения городах находилась в муниципальной собственности и, в теории, под муниципальным контролем: «Водоканал», «Теплосеть», «Горэлектросеть», система сбора и захоронения ТБО. Правда, «Водоканал» десять лет работал, будучи юридически банкротом, «Теплосеть» несколько раз пыталась подать заявление о банкротстве и постоянно увеличивала свои долги, полигон ТБО работал в аварийном режиме и нуждался в закрытии.
Попытки сдать предприятия в аренду иногородним инвесторам («Воронежская коммунальная компания», «Новогор-Воронеж») к положительным изменениям не приводили – напротив, всякий раз расставание с инвестором происходило со скандалом и подсчетом убытков. «Пришли в рваных ботинках – уехали на «Мерседесах» - говорили потом про них. Раз за разом презентовались и проваливались планы по реформе электросетевого хозяйства.
Однако принципиальная политика в отношении коммунальных предприятий к настоящему времени ясна: передать контроль над ними профильным компаниям, считающимися надежными и проверенными партнерами. «Водоканал» уже передан «Росводоканалу», идут переговоры о передаче «Теплосетей» «Квадре», а «Горэлектросети» -
МРСК-Центра. Не факт, что эти сделки будут совершены, однако генеральная линия, очевидно, останется той же.
В связи с этим резонным является вопрос: каким образом город и городские власти смогут контролировать свои системы жизнеобеспечения? Как смогут защищать интересы горожан, которым, в конечном итоге и оплачивать реформы и модернизацию ЖКХ? Не будет ли Воронеж вечно похож на прикованного к конке больного, чье сердце, почки, печень находятся вне его и контролируются врачами?
Сергей Рудаков, первый секретарь Воронежского обкома КПРФ:
|
Коммунисты всегда выступали против продажи муниципальных предприятий ХКЖ и необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги. Сейчас в Воронеже происходит тотальная распродажа систем стратегического жизнеобеспечения, включая водоканал, а также организаций тепло- и водоснабжения.
Представители партии власти продали водоканал дочернему предприятию «Альфа-грууп», которые пообещали вложить деньги в его реконструкцию. Но ведь при любом управляющем за реконструкцию хозяйства заплати конечный потребитель – жители и предприятия. За счет повышения тарифов. А чем пришлый «инвестор» доказал, что проведет ремонт и обновление лучше и дешевле других?
|
Воронежу угрожает коммунальная катастрофа. Сфера ЖКХ, которую постоянно сотрясают скандалы, плотно «повязана» с чиновниками. Мы постоянно видим приписки и махинации с отчетностью. Поэтому кто бы не управлял коммунальными предприятиями – он должен делать это под жестким и постоянным контролем муниципальных властей.
А для этого нужно будет, как минимум, вернуть те предприятия, которые уже проданы, нужно провести переговоры о том, чтобы вернуть хотя бы блокирующий пакет акций, либо золотую акцию, что позволит городским властям влиять на формирование тарифов.
Дмитрий Большаков, руководитель регионального отделения партии «Родина»:
|
Безусловно, основные системы жизнеобеспечения города, его естественные монополисты должны оставаться в городской собственности. Хватит того, что сейчас у муниципалитета почти не осталось земли, участками в Воронеже распоряжается областной департамент имущества и земельных отношений. Если руководство города не будет контролировать собственные горэлектросеть, водоканал, тепловые сети и другие важные предприятия – что же это тогда за город, и кто его мэр? Распорядиться имуществом коммунальных предприятий можно по-разному: отдать в концессию, в долгосрочную аренду, создать акционерное предприятие и разделить его акции с инвестором – по обстоятельствам. Но есть два необходимых условия. Во-первых, подсчитать, что на входе и что на выходе. Если выручка воронежского водоканала -1,5-2 млрд. рублей, а рентабельность – 15 %, то стоимость аренды должна быть не менее 200 млн. в год. |
Эти деньги могут быть направлены на его же реконструкцию, но в любом случае вступает в силу главное условие: ежегодный независимый аудит. Проводимый крупной известной фирмой из Москвы. По его итогам можно принимать решение о изменении условий аренды или о смене партнера. На данный момент я не вижу положительных изменений от передачи воронежской водопроводной сети «Росводоканалу».
Известно, что для строительных компаний стоимость подключения к сети увеличилась в десятки, а то и в сотни раз, что отражается на стоимости квартир. Куда идут эти деньги – мы сегодня не знаем. Городские власти должны принять меры, чтобы работа с тем же «Росводоканалом», как и с другими крупными ресурсоснабжающими организациями, стала прозрачной. Нельзя терять контроль над важными для жизни Воронежа коммунальными предприятиями.
Владислав Ландсберг, директор СРО НП «Воронежская коммунальная палата»:
|
На наш взгляд, наиболее эффективным способом модернизации ЖКХ является привлечение инвестиций в отрасль на определенных условиях. Все условия соглашения между муниципалитетом и инвестором четко прописываются. Именно составленный должным образом договор становится гарантом выполнения обязательств сторонами.
В документе можно предусмотреть этапы выполнения инвестиционной программы и возможность расторжения договора в случае его невыполнения. Например, при невыполнении условий по объему вложений в модернизацию сетей. Ведь главная цель такого партнерства как раз и заключается в улучшении состояния вверенного предприятия и, как следствие, повышение качества коммунальных услуг для конечного потребителя в сочетании с энергосбережением и энергоэффективностью.
|
В то же время не стоит забывать и о привлекательности проекта для инвестора. И здесь возникает вопрос о размере тарифа, утвержденного региональным профильным управлением. На наш взгляд, он должен быть разумным, но при этом средства, которые жители платят за ресурс, должны покрывать текущие издержки и затраты на техническое переоснащение.
Если проанализировать практику последних десяти лет, то рост тарифа, как правило, покрывал лишь растущие убытки ресурсоснабжающих предприятий, но не позволял им проводить техническое перевооружение. Тоже самое происходит и сейчас: большая часть платы населения за коммунальные услуги расходуется на выживание муниципальных компаний. Это тупиковый путь.
Мы всегда выступали и выступаем за модернизацию в сфере снабжения коммунальными услугами: прокладку износостойких трубопроводов, изготовленных из современных долговечных материалов, переоснащение котельных. Все это позволит повысить производительность оборудования и ценность основных фондов. Одобрить рост тарифов можно только при условии, что весь рост будет приходиться на развитие предприятия и внедрение инновационных технологий.
Федор Ковалев, депутат Воронежской городской думы:
|
Я знаю, как работает система коммунального хозяйства за границей. Например, я изучал, как организовано ЖКХ в Финляндии. Там несколько лет назад все предприятия, связанные с обеспечением города коммунальными услугами, были проданы иностранным компаниям. Немцы, французы всё отладили, вывели на хороший уровень, а финны за это время подкопили денег и, спустя несколько лет выкупили предприятия обратно.
Но, даже когда жизненно важные предприятия были в руках иностранных инвестров, финны все равно вели жесткий контроль за тарифами и качеством предоставляемых услуг. У них есть коммуны – это то же самое, что наши управы. Они решают коллегиально, на что и сколько потратить. У них действуют экспертные советы, которые и у нас должны быть, но их нет, потому что тогда наши чиновники не смогут воровать.
|
И такая ситуация практически везде за рубежом. Потому что нельзя жизненно важные предприятия отдавать в частные руки. Если такие предприятия остаются без контроля, может произойти любой катаклизм.
У нас сначала предприятия искусственно подводятся к банкротству. Специально, по заказу определенных людей. А потом они становятся естественной монополией. Мэру Воронежа скоро управлять будет нечем – все распродано.
Тарифы должны быть обязательно подконтрольны муниципалитету. Только при расчете тарифов не нужно закладывать отдых на Канарах и золотые зубы тех, кто управляет энергоснабжающими компаниями, а реальную себестоимость предоставляемых услуг.
У руководства нашего города, я считаю, есть два пути решения этого вопроса. Первый это найти честных и грамотных руководителей частных компаний, которые будут работать на совесть. А второй – это вести жесткий контроль за частниками. Чтобы они знали, что воровать они не смогут. Тогда нас вообще не будет заботить, кто управляет ресурсоснабжающими организациями – частник или муниципалитет. Полагаю, лучше других с этой работой справится опытный депутат городской думы, который постоянно имел дело и с горожанами, и со служебной информацией, касающейся городских проблем.