31 мая - ровно 80 дней, как Воронежем управляет Геннадий Чернушкин. За это время чиновник сумел запомниться несколькими смелыми решениями и поступками, меняющими традиционные представления о главе города как о суровом, пахнущем спиртом, завхозе. Но самое интересное, пожалуй, в том, что за эти 80 дней Воронеж начал превращаться из города, тупо осваивающего деньги, в город, где работает каждый бюджетный рубль. Теперь – подробнее.
Исполняющим обязанности главы Воронежа Геннадий Чернушкин, напомним, стал 13 марта – после того, как его предшественник Сергей
Колиух ушел в отставку. Официально она была связана с прошлогодними скандалами вокруг, по выражению губернатора Алексея Гордеева, «коррупционного клубка, нити которого ведут к руководству города». Сам Колиух, тем не менее, остался в команде Гордеева, возглавив областной департамент по развитию предпринимательства и потребрынка. Многие выражали сомнение, что предприниматель и производственник, создатель мебельного холдинга «Ангстрем»
Геннадий Чернушкин сумеет быстро вникнуть в дела и стать крепким градоначальником. Сегодня уже можно начинать делать выводы, сколь недальновидными были те сомнения.
На первый взгляд, начал Чернушкин с каких-то малозначительных вещей, которые, по идее, должны находиться на периферии внимания главы миллионного города. Объявил о необходимости коренным образом изменить идеологию субботников, введя в городе новые стандарты чистоты. Наверное, от успешного предпринимателя его новое окружение ожидало нечто другого – например, немедленной ревизии муниципальных программ. Чернушкин же, вопреки ожиданиям, сделал рискованный, но самостоятельный ход и, по сути, занялся в Воронеже модернизацией городской среды.
Процесс он возглавил лично, чем вызвал вторую волну непонимания. Есть же управляющие компании, предприятия и организации, обязанные убирать подведомственную им территорию, говорили вокруг. Все верно, только что же делать, «если у нас сегодня капитализм несовершенен? – отвечал им Чернушкин. – «Может, лет через десять российский капитализм и станет совершенным. Тогда все, кому положено, будут платить налоги, которые они обязаны платить. И нам, возможно, их хватит, чтобы нанять тысячу людей и за счет бюджета убрать город. Но что же нам теперь - десять лет ждать и жить в грязи?»
Неожиданно выяснилось, что вместе с Чернушкиным ждать больше не хотят и еще 195 тыс. воронежцев, которые приняли деятельное участие в месячнике благоустройства. То есть каждый пятый.
Как оказалось, реализация идеи чистого города помогла не только проникнуть в сознание горожан, но и выявить слабые звенья в муниципальном управлении. В мае главы Коминтерновского, Левобережного и Центрального районов покидают свои посты. Как поговаривают в коридорах власти – за невывезенный мусор и неисполнение поручений нового шефа.
Сам Чернушкин официально заявил, что остался недоволен итогами месячника благоустройства: «Все, кто убирал город, - большие молодцы. Они очень старались. Просто если сравнивать Воронеж с тем стандартом чистоты, который существует в моем понимании, то в нашем городе все равно грязно». В результате марафон «Красивый город» продлен до октября, в дальнейшем планируется его сделать ежегодным.
Понятно, что идея субботников носила не только эстетическую, но воспитательную и даже патриотическую функцию. По крайней мере, горожанам показан некий хороший пример, а управы отныне более тщательно подходят к заключению договоров об уборке территорий с подрядчиками.
Помимо благоустройства, с начала апреля Геннадий Чернушкин реализовывал в городе губернаторскую программу масштабного ремонта городских улиц. Пожалуй, такого объема дорожной деятельности Воронеж не видел со времен советской власти, если не считать работы к 425-летию города, под которые привлекалось финансирование из госбюджета. В общей сложности город имеет в этом году на ремонт улиц порядка 1,1 млрд рублей. И тут, объективно говоря, надо отдать должное федеральным властям, несколько лет назад восстановившим региональные дорожные фонды, и облправительству, которое дополнительно выделило Воронежу 400 млн рублей.
Сам Чернушкин объезжал город ночами, чтобы проконтролировать качество работ. Договорился о параллельном контроле с общественными движениями. «В прошлом году большинство работ начиналось летом, ближе к осени и даже в снег укладывали немного, а сегодня у нас май на дворе, а многие дороги уже отремонтированы, - констатировал лидер движения «Народный контроль и убитые дороги Воронежа» Сергей Романенко. - По качеству работ у нас бывают замечания, но мы в нынешнем году входим в состав межведомственной комиссии и после каждого объезда предъявляем все недоделки подрядчикам, которые, в свою очередь, в небольшой срок их устраняют».
Такой контроль в духе новой городской власти. Сам Геннадий Чернушкин не раз подчеркивал, что ресурсы должны не осваиваться, а приносить пользу городу.
Естественно, Чернушкин не гривенник, чтобы всем нравиться. Много шума в социальных сетях наделало его решение отказаться от зарплаты и служебной машины. Деньги, как известно, он стал перечислять в «Музей-диораму» в знак памяти о тех, кто защитил страну от фашизма в годы Великой Отечественной войны, в том числе – в память о своем родном дяде Иване Чернушкине, погибшем в феврале 1944-го в возрасте 20 лет. Отцу Геннадия Викторовича тогда шел второй год.
Решение и.о. мэра многим показалось небесспорным. Но Чернушкин, во всяком случае, поступил искренне. И дело тут отнюдь не в том, что он, дескать, богат и может себе позволить любую блажь. Просто он такой, какой есть. И, как говорится, не может поступить иначе. В эту же копилку – спетая им накануне Дня победы песня Владимира Высоцкого.
А то, что многое в нем не клеится с привычным образом чиновника, скорее, проблема оппонентов Чернушкина, чем его самого. У нас ведь раньше не клеилось и то, что мэр может запретить стройку в ответ на жалобы населения. Напомним, что не так давно
Чернушкин наложил вето на вырубку и застройку Северного леса финансово-строительной корпорацией «Аксиома».
По всему видно, что в городе завязался доверительный диалог между городской властью и обществом. Помимо отклика на «Аксиому» есть еще учет мнения горожан при разработке сети общественного транспорта. С подачи и.о. московский НИИ автотранспорта доработал соответствующий проект, проанализировав около 3,5 тыс. обращений воронежцев. Ведутся телефонные опросы воронежцев по качеству дорожных работ. Кого-то раздражает, но мы ведь сами хотели быть услышанными, не так ли?
Все это неплохо, но самое важное, как обычно, скрыто с поверхности. Вот и в этот раз особо нигде не пишут о том, например, что Чернушкин занялся доработкой и улучшением стратегического плана развития Воронежа до 2020 года. Несмотря на то, что план этот был составлен всего пару-тройку лет назад, в нем уже обнаружилось множество устаревших положений. Есть претензии и к реализации. Управленческая структура мэрии, по мнению Чернушкина, не ориентирована на результат, а бюджет часто не соотносится со стратегией.
Приведение документа в соответствие с требованиями времени и новых подходов власти означает, что у Воронежа, возможно, наконец-то появится какой-то ориентир, к которому будет стремиться и городская экономика, и политика, и жители. Ведь многие годы город жил без конкретной цели.
Нестандартные подходы в управлении также рассчитаны на создание новой эффективной власти в Воронеже. Чернушкин, как и обещал, не стал устраивать кадровых революций в администрации, но собирается увязать премиальную часть зарплаты чиновников с эффективностью их работы. И.о. главы города делает смелый и самостоятельный вызов. Но невероятно сложный в условиях существующего порядка. Ведь пока никому из воронежских мэров не удавалось заставить работать каждый рубль городского бюджета. Хотя, быть может, просто никто и не пытался?