В Главном управлении МВД России по Воронежской области утверждают, что в текущем году (данные за 4 месяца) число мошенничеств по сравнению с прошлым годом снизилось раза в два меньше. Но при этом выросло количество телефонных мошенничеств, которые крайне трудно раскрыть. Как правило, пострадавшими становятся пожилые люди, ранее ставшие жертвами мошенников. Потери пострадавших могут исчисляться миллионами. Полицейские советуют не верить незнакомым звонящим, даже если те представляются сотрудниками прокуратуры.
Телефонный звонок в квартире пожилых супругов Шипиловых раздался ближе к полудню. Звонящий представился сотрудником Генеральной прокуратуры и справился, не те ли это Шипиловы, которые несколько лет назад на крупную сумму купили у мошенников якобы медицинского назначения аппараты. Глава семья подтвердил: да, целых 200 тысяч рублей они тогда потратили на какую-то, как потом выяснилось, ерунду. «Голос» сообщил, что мошенники задержаны, деньги найдены и изъяты. Пострадавшие могут вернуть свои потери.
Для этого необходимо открыть счет, а для этого следует через банкомат (и только через него) перевести некоторую сумму (налог на открытие счета, да, не маленький, но не волнуйтесь, эти деньги вам тоже возвратятся!) на счет… запишите, продиктую. Старики обрадовались, и немедленно отправились в банк. Сделав требуемое, вернулись домой. Снова звонок: «Перевели? Ой, что-то не прошло. Попробуйте снова, да не переживайте вы так, никуда они не денутся, возвратится все до копеечки, просто, чем быстрее сумма «налогового сбора» упадет на счет, тем быстрее мы сможем вернуть вам всю сумму». Старики заподозрили неладное только после пятого похода к банкомату, успев частями перевести более миллиона рублей.
Прокурор Коминтерновского района Воронежа Дмитрий Чеботарев:
«Отлично помню, как они переживали, рассказывая все это. Оперативные сотрудники полиции проследили всю цепочку перечисления этой суммы со счета на счет. Но в конечном итоге следствие и полиция ничего поделать не смогли. Деньги поступили на счет лиц, которые в том числе занимались якобы благотворительностью. У стариков из всех документов на руках только чеки банкомата с датой и суммой перевода. Все всё отлично понимают, а юридически доказать невозможно: ни договора, ни записи телефонных разговоров… Слово одних против слова других».
Еще одну подобную историю 36on.ru рассказал начальник следственного отдела при ОП № 2 Игорь Сапронов. Разница лишь в том, что мнимый «сотрудник Генеральной прокуратуры» искал и нашел потерпевших от распространителей-мошенников липовой панацеи от всех старческих недомоганий – БАДов.
Они отдали преступникам около 400 тысяч рублей. В телефонных переговорах фигурировали все те же сложности с переводом, необходимость заплатить мифический налог на открытие счета, многократные походы потерпевших к банкомату. И снова, в конечном итоге тупик.
Игорь Сапронов: «Лет 6 -7 назад пошла волна мошенничеств в отношении пожилых людей, когда к ним являлись преступники под видом сотрудников соцслужб. Под разными предлогами выманивали последнее. В том числе – «Похоронные деньги». Тогда с валом таких преступлений нам удалось справиться с помощью, в том числе и СМИ. Бабушки и дедушки после наших предупреждений перестали открывать незнакомцам дверь. Следом пошла волна «телефонных мошенничеств». Старики то и дело попадались на сообщения якобы «родственников» о якобы «дорожной аварии, в которой они виновны». И ведь звонят целенаправленно днем на стационарные телефоны».
Расчет мошенников прост: днем дома пожилые люди, как правило, одни. Напугать их сообщением о беде просто. Старики сами и адрес, и «сыночка, внучка» по имени называют. Голос не похож? Так ведь в «аварии» пострадал, нос разбил. Надо дать взятку, чтобы оформили не как виновника. Сам приехать не могу, человек подъедет, передай тысяч двести. Нет такой суммы? Пятьдесят, тридцать? Снимай сколько есть, дальше сам разберусь. Через час контрольный звонок: принесла? Сиди дома, никуда не выходи, сейчас приедут. Одного такого «приехавшего» к пожилой женщине в начале мая сотрудники ОП № 2 задержали через неделю. Игорь Сапронов: «Таксистом обычным оказался. Подельник его, тот, кто собственно все и организовал, и звонил, сейчас срок отбывает. Это у них уже четвертый эпизод по Воронежу».
«Звонки о ДТП» измененным голосом поступают, как правило, из мест лишения свободы. В подобных случаях преступление раскрыть обычно удается, только деньги уже потрачены и естественно владельцам не возвращаются, разве что только с поличным задержат. Когда мошенническая схема разыгрывается с помощью «сотрудников Генеральной прокуратуры» и многократным перечислением денег через банкомат со счета на счет – практически ничего сделать нельзя. Даже виновных не найдешь: «всё добровольно, в рамках закона».
И выход здесь один:
взрослым детям и внукам необходимо постоянно объяснять своим престарелым родственникам, чтобы те в случае подобного звонка не за банковскую карточку или сберегательную книжку хватались, а за трубку телефона. Сразу же звонили кому-нибудь из родственников, проверить тревожную или радостную (по ситуации) информацию. А также рассказать, что незнакомым людям деньги отдавать или переводить нельзя, чтобы непременно просили о предварительном письменном извещении о возмещении ущерба.
Беседовать и напоминать ежедневно! И нервы целее будут и деньги в семье останутся.