В пятницу, 17 мая в художественной галерее Воронежского центра современного искусства открылась выставка «Переосмысливая пространство», являющаяся первым этапом российско-германского арт-проекта. Как пояснили кураторы, молодые художники двух стран исследуют трансформацию «социалистической» городской среди Воронежа и Лейпцига (некогда входившего в ГДР), использование артефактов предыдущей эпохи и их замещение более актуальными. Результаты они представят в виде произведений современного искусства.
Участники «Переосмысления» утверждают, что воронежские улицы и площади показались им «величественными». Но, судя по результатам их работы, Воронеж в глазах молодых европейских художников оказался довольно неприглядным местом. В представленной фотогалерее преобладали руины, пустыри, незавершенные стройки, заброшенные промышленные объекты и разрушающиеся советские памятники. Даже образцы современного благополучия, такие как «Центр галереи Чижова», выглядели безвкусно и нелепо. Так на одном из снимков изображен рекламный щит, на котором манекенщица в бикини рекламирует «мировые бренды», а ниже лежит на асфальте бродячая собака, почти в том же положении, что и манекенщица. «Используя городское пространство как источник художественной конфронтации, художники отправляются на измерение услышанной и увиденной урбанистической среды», - сказано в описании проекта.
Уже через несколько часов после открытия выставки, она стала поводом для дискуссий в социальных сетях – таков ли Воронеж, как его изображают молодые европейские художники? Естественно, одни из спорщиков обвинили их в очернительстве и чуть ли не «германском реваншизме», другие указали, что «нечего на зеркало пенять» и высказались в смысле, что фотовыставка «переосмысленцев» - отличное подспорье любому новому мэру Воронежа в смысле каталога некрасивых и благополучных мест, которые следует изменить.
По словам художников, в Лейпциге, где довольно много «советских» зданий, их не сносят и не перепланируют в торговые центры и офисы, а используют как художественные мастерские и галереи, общественные центры. По словам куратор арт-проекта «с германской стороны» Ксении Семеновой, в Лейпциге сейчас расположена «арт-деревня», где находятся мастерские 150 художников из разных стран мира, 12 частных художественных галерей.
Как сообщила куратор арт-проекта «с германской стороны» Ксения Семенова, европейские художники продолжать работу над сюжетами и идеями, найденными в Воронеже – каждый в своей жанре, от живописи до перформанса.
|
А в августе четверо воронежских молодых художников, в том числе – Сергей Горшков и Кирилл Гаршин, оправятся в Германию переосмыслять пространство Лейпцига. Вероятно, пейзажи германского города тоже станут для них «источником художественной конфронтации». Результаты их размышлений будут выставлены в одной из местных галерей, а также на фестивале Восточно-Европейской культуры, который пройдет в Лейпциге в сентябре.
Фото: Игорь Филонов