Тисер Альнасер, представитель международной логистической компании:
— На сегодняшний день в мире большой спрос на российскую агропродукцию — причем эта потребность касается не каких-то определенных зон. Эта потребность есть во всем мире. Агропродукция — это то, без чего человек не сможет жить, питание. На сегодня большой интерес со стороны хлебопекарной промышленности. Большой спрос сейчас на кукурузу, ячмень, все зерновые. Российский товар лидирует по качеству — он более экологически чистый. Из муки от российских зерновых получаются более качественные изделия — в частности национальный хлеб разных стран.
Тисер рассказывает: параллельно с общемировым подъемом цен на мясо дорожает и кормовая продукция. Кроме этого, большим спросом начинает пользоваться кукурузная мука — она не содержит глютен. При этом продукцию из России ценят за качество и приемлемую цену. Все хорошо в этой бизнес-«бочке меда», если бы не пара «ложек дегтя».
— На сегодня есть моменты, которые тормозят увеличение объемов продаж этого товара. Два вида проблем — внутрироссийские и внешние в виде санкций.
Если говорить о внутренних проблемах, они связаны с перевозкой товара по российским железным дорогам. У нашей компании большие проблемы с ожиданием вагонов с продукцией, следующей в порт Новороссийска. Вагоны теряются — товар доезжает до Аксая и южнее его сложно найти. То есть вагоны долго стоят в ожидании на станциях. Например, доставка вагонов из Барнаула с Алтая до Новороссийска должна занимать где-то 13 суток — а по факту они идут 3 месяца. Логистика после Ростова-на-Дону замирает, и я считаю, за это должны отвечать железнодорожники.
И это только одна из проблем, без решения которой российские зерновые сгниют в пути.
— Беда еще в том, что мы сталкиваемся с проблемами оформления фитосертификатов на российский товар в самой России, есть проблема и с переводом денег при международной торговле из-за санкций. И стоимость логистики возросла. 2 года назад контейнер из Новороссийска в Александрию (прим. – порт в Египте) отправляли за 1100-1300 долларов. Сегодня это 4 800 долларов. Таким образом Запад пытается ослабить экономику России, и делается это с участием Турции, которая в логистике повысила цены для России в разы. Турции невыгодно, чтобы в мире покупали российские товары, — выгодно, чтобы покупали турецкие товары. В России пока нет развитых компаний-перевозчиков контейнеров — большинство иностранных компаний-перевозчиков ушли из России под давлением санкций. Остались турецкие компании, которым невыгодно экспортировать готовые товары из России, потому что Россия конкурент. Например, Турция экспортировала в этом году зерновых и бобовых культур на 3,8 миллиарда долларов.
Но, несмотря на сложности, российская продукция поступает на мировые рынки. На юге ждут российские зерновые и готовы платить за них деньги.
— Сегодня надо ориентироваться на северную Африку, не зря президент Путин недавно проводил в Санкт-Петербурге форум «Россия-Африка». Северная Африка — это легкая логистика и огромный потребительский рынок: страны арабского мира и азиатские страны. Европа — это тупиковый вариант сейчас. Самый богатый и перспективный покупатель — в Саудовской Аравии. Кроме местного населения там много потребителей-туристов. Например, в прошлом году Саудовскую Аравию посетило около 20 миллионов туристов, многие из них совершали хадж в Мекке.
Из интервью Тисера следует, что санкции сами по себе не смертельны для российской экономики — они, наоборот, как скальпель, помогли вскрыть многолетние «гнойники» внутри страны: волокиту ряда инстанций с оформлением документов, отсутствие отечественного контейнерного флота, соответствующего масштабам страны, омываемой одним закрытым морем и четырнадцатью морями, примыкающими к трем океанам. Это только часть проблем, решив которые, Россия станет богаче, а люди во многих странах не останутся голодными.
Автор: Сергей Агапов