О буднях отряда взрывотехнических работ Аварийно-спасательной службы региона 36ON рассказал ведущий инженер этого подразделения Василий Турищев. Взрывотехник с колоссальным, еще армейским опытом рассказывает – чаще всего боеприпасы времен Великой Отечественной войны находят в Рамонском, Хохольском, Острогожском, Верхнемамонском и Репьевском районах Воронежской области. Здесь в 42-43 годах шли ожесточенные бои нашей армии с немецкими фашистами и их союзниками из других европейских стран.
Василий Турищев, ведущий инженер отряда взрывотехнических работ Аварийно-спасательной службы Воронежской области:
— Боеприпасы в основном венгерской, итальянской, немецкой армий и Красной армии нашей. Наших боеприпасов чуть поменьше, иностранных чуть побольше. Попадаются боеприпасы калибром 105 миллиметров, 75, 76 и 150 миллиметров. Находим и реактивные снаряды. В основном среди находок — артиллерийские боеприпасы, реже сейчас попадаются минометные боеприпасы — немецкие — 81.7 мм, а наши калибром 82 миллиметра.
Об опасных находках взрывотехникам сообщают представители районных администраций, местные жители. В некоторых местах спасателям попадаются целые арсеналы, укрытые в засыпанных блиндажах. Дело в том, что в начале 43 года наша армия провела ошеломительную для врага наступательную Острогожско-Россошанскую операцию. В ходе нее была полностью разгромлена венгерская армия, в годы войны выступившая на стороне фашистской Германии. Натиск советских войск был таким, что вражеские артиллеристы бросали боекомплект и драпали наутек. Вот и находят в наши дни взрывотехники то, что брошено врагом 80 лет назад. Ориентируются в том числе по старым военным картам.
— Там, где стояли артиллерийские дивизионы для поражения наших переправ через Дон, там большое количество боеприпасов. Чуть в тыл дальше — поменьше. Первая линия крупного калибра за 8-10 километров от переднего края, и вторая линия за 20-25 километров от Дона для прикрытия тыла от внезапно прорвавшегося противника — для уничтожения его живой силы и бронетехники, если он обходные маневры бы делал.
Попадаются спасателям и авиабомбы массой от пятидесяти до двухсот пятидесяти килограммов. Да и снаряд массой поменьше может стать причиной больших бед, несмотря на старину. Опасны боеприпасы, прошедшие канал ствола и находящиеся во взведенном состоянии. Такие стараются уничтожать на месте, где-нибудь в поле — везти находку на полигон крайне опасно.
— От взрыва даже такого старого боеприпаса результаты будут плачевными. В городской черте выбиваются стекла, двери и все прочее, а на открытом пространстве это очень большая воронка, и агрегат если какой-то попадет (автомобиль, трактор), несдобровать ему.
Боеприпасы, которые возможно транспортировать, уничтожают на полигоне Погоново. 2 июня там подорвали арсенал в 73 снаряда. В планах взрывотехников – оборудовать дополнительные площадки для уничтожения опасных находок и в районах области. Особую роль в работе спасателей играет температура. Пик работ приходится на позднюю весну и лето, когда с грунтом можно работать максимально аккуратно, зимой это может быть смертельно опасно, говорит Василий Турищев.
Мерзлый грунт ломом не долбят — иначе будет груз 200 (взрывотехник погибнет от детонации боеприпаса)!
Для того чтобы ни жертв, ни пострадавших не было среди обычных граждан, и трудятся воронежские взрывотехники. Эхо войны для них – не пустые слова, а конкретный осязаемый и смертельно опасный боеприпас, который, как бы ни старались на Западе переписать историю, не дает забыть и нынешнему поколению о том зле, которое принесли на нашу землю фашистские полчища.
Фото автора.
Автор: Сергей Агапов