К крылатому выражению про «две беды», можно смело добавить третью — свалки. Точнее внезапные помойки в обычных дворах, возникающие из ниоткуда и обладающие уникальным скиллом - разрастаться до ужасающих размеров в короткий срок. Коллективное бессознательное оно такое, да.
Возможно ли ликвидировать несанкционированную свалку? Делимся личным опытом и обращаемся за советом к юристу.
Дано: воронежская многоэтажка, к которой примыкает нежилая постройка (в советское время там было фотоателье), находящаяся в частной собственности (часть сдается в аренду под магазин известной продуктовой сети, часть — отремонтированная «Станция юных техников»).
Проблема: квартира находится на втором этаже, прямо под окна поставлен мусорный контейнер, магазин съехал, но контейнер никто не вывез и не забрал. Количество мусора увеличивается в геометрической прогрессии. Ситуация осложняется локацией: рядом дорога, берег водохранилища и ряд точек с пенным ассортиментом. То есть все отдыхающие-проезжающие начинают считать этот брошенный контейнер официальной помойкой.
Обострение ситуации: первым триггером стало возгорание, огонь удалось быстро ликвидировать, а возможные риски в сфере безопасности стали очень и очень понятны. Приехавшие пожарные контейнер опустошили и честно вернули его на место. Всего каких-то 5-7 дней и он снова полный с мусорным «следом» в радиусе нескольких метров!
Еще одну попытку по очистке пространства предприняли жильцы дома. Скооперировавшись, они размусорили его. Конечно же, помойка поспешила вернуться в свои владения. Вы спросите: «А почему этим не занялась управляющая компания?». Запрос, разумеется, был и через 28 дней на него пришел ответ: «Не наша территория».
Вторым триггером стали крысы. На корабле они бегут к беде, а здесь, на внезапной помойке, они просто сновали по своим крысиным делам, но такое соседство сложно назвать приятным. Эпидемиологические риски не только жителей, но и «Станции юных техников».
Что было сделано: На пути к решению проблемы было потрачено время на совершенно лишние «телодвижения». А именно — запрос в проект «Несанкционированные свалки» (сейчас не работает), ответ ждали несколько недель, но он был идентичным ответу из УК. И звонок в «Контакт Центр ЖКХ» тоже оказался бесполезным. Ситуация осложнялась тем, что это не муниципальная помойка, которую не вывозили, а контейнер-подкидыш.
Пришлось собирать информацию по крупицам и разрабатывать стратегическо-тактический план по борьбе с несанкционированной свалкой. Делимся наработками.
Стратегия: обратиться в Управу района, узнать, был ли заключен договор на вывоз мусора с региональным оператором.
Выяснилось, что за этот сектор отвечают «Экотехнологии». Договора у собственника нет, контейнер поставлен незаконно. Бинго! На то, чтобы узнать какой именно отдел в Управе занимается этими вопросами тоже ушло некоторое время. И нет, это не ЖКХ, это Отдел потребительского рынка и предпринимательства. Трубку там никто не брал недели две. Наступила жара, свалка «цвела» и пахла так, что даже крысы больше времени проводили с «Юными техниками», чем за своим привычным промыслом.
Тактика: Кажется, что этот какой-то бесконечный сериал про вонь и свалки. К сожалению, так и есть, быстро только помойки делаются. Помогло только письмо на имя главы управы с волшебной фразой:
«Свалка нарушает мои гражданские права на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции РФ». Забирать контейнер приехал собственник помещения. Из другой области в выходной день!
Пришел и ответ: «Бункер-накопитель для ТКО демонтирован, собственник предупрежден об административной ответственности». Сейчас помещение арендует другой магазин, свалки нет (тьфу-тьфу), и даже картинка с воспитанной свинкой висит в назидание.
Выводы: Этот бесценный опыт можно было облечь в одну фразу: «В любой непонятной ситуации пишите сразу главе Управы». А может, лучше сразу мэру, губернатору или президенту?! Такой подход совершенно неэффективен. Узнали у юриста, какой формат решения данного вопроса был бы самым оптимальным, как со стороны пострадавших от несанкционированной свалки, так и с точки зрения ведомств. Как улучшить процесс взаимодействия?
Комментарий юриста:
В подпункте
24 пункта 1 статьи 14 Устава городского округа город Воронеж закреплено тоже самое (в соответствии с «Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов).
В положении об управе района городского округа город Воронеж закреплено, что Управа района в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, недопущение их повторных появлений.
В итоге: Выявление и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, недопущение их повторных появлений входит в компетенцию органов местного самоуправления. Применительно к вышеизложенной ситуации для экономии времени необходимо было сразу письменно обращаться в управу района, так как этот вопрос входит в ее компетенцию и управа района наделена полномочиями по решению данного вопроса.
Согласно Федеральному закону от
02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
изображения — Юлия Воронкова