«Факел» лишили победного пенальти

С дождей и похолодания начнется новая рабочая неделя в Воронежской области

Четыре вуза из Черноземья упали в российском рейтинге «Три миссии университета»

Воронежцы отдохнут 118 дней в 2026 году

Тело 45-летнего мужчины нашли на месте пожара в Таловой Воронежской области

122,5 млн потратят на демонтаж стадиона профсоюзов в центре Воронежа

Фура насмерть сбила 33-летнюю женщину в Воронеже

5 дронов ВСУ сбили над Воронежем в ночь на 19 октября

Более 6 млн по зарплате задолжал сотрудникам руководитель воронежского предприятия

В Воронеже уличные камеры наблюдения начнут распознавать лица

В Воронежской области зафиксирован очередной рост цен на автомобильное топливо

Досрочно прекратила депутатские полномочия Владимира Нетесова Воронежская облдума

Сегодня многие почувствуют себя чрезмерно ранимыми. Увы, но конфликтов избежать будет трудно

Большинство воронежцев высказались за сокращение муниципального маршрута до «Нефтебазы»

Четыре дрона атаковали Воронежскую область: без света остались несколько сел

В Воронежской области подорожали апельсины и помидоры

Воронежцев предупредили о возможных задержках пассажирских поездов

Бывший врач из Воронежа принял участие в переговорах с Путиным
 

Отец забыл сына на трассе в Воронежской области

Причину появления зловонного фонтана на улице Шишкова назвали воронежские коммунальщики

Сегодня будет очень большое желание изменить свою жизнь, однако астрологи рекомендуют воздержаться от кардинальных нововведений

Женщина и ребенок пострадали в ДТП с КамАЗом под Воронежем

Воронежский аэропорт заявил о готовности начать работу

Отложен проект реконструкции ВоГРЭСовского моста в Воронеже

Воронежская пенсионерка потребовала алименты от брошенных ею трёх дочерей

Два воронежских отеля сети Marton изъяли по иску Генпрокуратуры

Начальник участка в Воронеже предстанет перед судом за гибель трех рабочих при монтаже лифта

 

Увы, сегодня следует быть предельно осторожными. Именно от ваших решений будет зависеть, как сложится дальнейшая неделя

В Воронежской области за ночь уничтожили 9 беспилотников: люди не пострадали

Чиновники прокомментировали разлив солярки в Дон под Воронежем

Социум

Писатель Евгений Рудашевский: «Я всегда за мирное сосуществование»

some alt text
Этого писателя недаром называют новым Крапивиным: в его книгах так много о становлении человека, о поиске гармонии с миром и настоящей мальчишеской дружбе. Перепробовал множество профессий — коммивояжер, продавец картин, таежный проводник, дрессировщик, журналист. Все они так или иначе оставили свой отпечаток на его творчестве, начиная с самой первой книги «Здравствуй, брат мой Бзоу!», вышедшей в «КомпасГиде» в 2015-м.
 
Мы встретились с писателем во время фестиваля «Читай-Болтай», который прошел в воронежском Городском дворце культуры в конце мая, и поговорили с ним о его первых произведениях, о кризисах и вдохновении, а также о том, чему можно научиться у животных.
 
 
- Как вы пришли к тому, чтобы стать писателем?
 
- Мне с детства нравилось писать. Когда пишешь, глубже проникаешь в заинтересовавшие тебя мысли и образы, а я всегда чувствовал, что единственный способ это сделать — описать их. Вот и сложился такой способ восприятия мира.
 
- С чего вы начинали?
 
- Мой первый рассказ вышел в школьной газетке, когда я учился в пятом классе. Это была «веселая» история про умирающую кошку. На самом деле я долгое время вообще не задумывался о публикациях. Мне был важен сам процесс.  А в 18 лет я прочитал в дневниках или письмах моего любимого писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, что он поставил себе целью опубликоваться первый раз в 19 лет, и я сказал: «Тоже так хочу». И действительно, моя первая журнальная публикация состоялась в 19 лет, это был фэнтезийный рассказ в духе Маркеса. С тех пор я стал как-то чаще задумываться о печати своих произведений и пришел к выводу, что это способ научиться писать лучше. Опять же, чем больше пишешь, тем лучше формулируешь образы и мыли, тем глубже в них проникаешь. Пока ты замкнут в себе, не сможешь развить этот навык, по крайней мере, для меня это так. Для проработки образа важна реакция извне, реакция редактора, читателей.
 
В первые годы было довольно-таки трудно. Мне было сложно воспринимать критику, пока я не научился отсеивать эмоциональные отклики от конструктивных. Я сейчас более или менее могу описывать какие-то образы как раз благодаря тому, что обсуждал их и с читателями, и с редакторами и многому у них научился. Очень благодарен редакторам, с которыми меня свела жизнь.
 
Знаете, есть певцы, которые не очень хорошо поют сами для себя, а когда выходят на публику — наоборот, раскрываются. Актер тоже может изображать что-то перед зеркалом, но, когда он выходит на сцену, его посещает особое вдохновение. Все-таки человек — животное социальное, ему важно чувствовать контакт, иметь отклик. Даже если тебя ругают — это тоже позитив, потому что можно вычленить что-то конструктивное и использовать в работе. Это в любом случае развитие, а развитие неизбежно происходит через взаимодействие.
 
- Во многих ваших книгах чувствуется очень бережное отношение к природе.
 
- Я родился в Зеленограде и свои дни рождения часто отмечал в лесу. Новый год мы иногда справляли там же. Потом я переехал, жил в Иркутске, там, соответственно, Байкал, байкальские нерпы, вся эта флора и фауна. Природа всегда была рядом. Я проникся ими, начал относиться к ним, как об этом написал Генри Бестон: «Животные — не меньшие братья наши и не бедные родственники, они — иные народы, вместе с нами угодившие в сеть жизни, такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий».
Жизнь прекрасна тем, что ты можешь многому научиться у животных. Они похожи на нас, по крайней мере, психологически. У них многие модели поведения — как бы упрощенные людские. И наблюдая что-то у животных, ты вдруг замечаешь это у себя, и можешь как-то обдумать, развить.
 
- Такое бережное отношение — это же не только про природу, но и про взаимоотношения людей.
 
- Ко всему живому нужно относится с уважением, абсолютно точно. И самое главное, что природа и животные учат нас ценить жизнь. Этой, казалось бы, банальной мысли иногда не хватает людям в современном мире.
 
 
- В «Вороне» главный герой переживает переломный момент взросления, он переосмысляет свои ценности. Был ли у вас похожий опыт?
 
- У меня был момент примирения с самим собой — когда я понял, что мои взгляды сильно отличаются от взглядов других людей. Такой опыт у многих бывает в детстве, точно так же было и у меня. Ты доходишь до точки, когда важно отстоять самого себя. И независимо от того, что происходит вокруг, ты должен быть самими собой. Есть вещи, которые не продаются, которые не отдаются, есть граница, за которую я никогда не перейду и не позволю никому подтолкнуть меня к тому, чтобы за неё перейти. В любой ситуации важно оставаться самим собой, хоть это поначалу и тяжело. Когда начинаешь по-настоящему понимать и принимать себя, становится гораздо легче.
 
А следующий этап для меня был еще более важным. Это примирение с другими людьми, которые живут с другими ценностями. Опять же, не знаю, в книгах это чувствуется или нет, но я не пытаюсь навязать какую-то точку зрения. Я всегда за мирное сосуществование, за мирный диалог, я совершенно спокойно отношусь к тем людям, которые, например, любят охоту. Сам на охоту не хожу, но лично против них не имею абсолютно ничего, как и против других людей со своими ценностями. Просто важно найти самого себя, осознать свое отличие и уметь его отстоять, при этом не заходя за личные границы других людей.
 
- Что вас вдохновляет, мотивирует на написание новых книг?
 
- Скажу честно: в последние года 4 у меня выраженной мотивации не осталось. Ее полностью заменила дисциплина. И эта дисциплина помогает мне жить. Я получаю удовольствие в процессе. Иногда бывает трудно заставить себя что-то сделать, сесть и начать, но, когда начал, уже захватывает восхищение человеком, человеческой историей, окружающим миром, захватывает богатство всего, с чем ты сталкиваешься, и, конечно, люди, совершенно разные, удивительные люди, с ними интересно общаться, за ними интересно наблюдать.
 
Я получаю удовольствие, и физическое, и моральное, когда пишу, иначе я этим не занимался бы. Но мотивации какой-то глубинной в этом нет, больше дисциплина. Я научился получать от жизни удовольствие и научился получать его именно так. Нет какой-то выраженной цели, я не хочу перевернуть мир, я не хочу написать какой-то великий шедевр, который бы все прочитали. Результат всегда разочарует, даже если он будет положительным, потому что результат — это всегда конец.

Фото – «Читай-Болтай».
 
Беседовала Екатерина Голомысова