Первое возгорание началось 21 сентября в Бобровском районе, недалеко от села Семено-Александровка.
Здесь загорелась лесная подстилка, и в считанные часы пожар охватил территорию более 120 га. Больше суток пожарные ликвидировали возгорание.
Но дальше – больше. В Новоподклетном загорелось пять гектар, в Борисоглебском районе и у села Медовка – десять. Борьба с огнем шла в условиях сильного порывистого ветра, который осложнял работу сотрудников пожарных частей МЧС. К 27 сентября стало очевидно, что сил воронежских подразделений не хватает, и были привлечены липецкие и тульские спасатели, а так же дополнительная авиационная техника - вертолет Ми-8 и самолёт Бе-200.
«Багровый уикенд» - такое название получили выходные 26 и 27 сентября. За эти два дня в области зафиксировали 178 пожаров, и большая часть из них – 152 – ландшафтные, то есть лесные и степные. Огнем оказались охвачены около 150 гектаров леса. В ряде районов области были уничтожены жилые дома и нежилые постройки.
30 сентября Гидрометцентром были разосланы предупреждения о сохраняющейся пожароопасной ситуации. В СМИ и соцсетях передавали информацию от Воронежского управления МЧС, что до 1 октября сохраняется 5 класс пожарной опасности: «Никаких огневых работ, никаких костров, а всем сельским жителям опахать и окосить дома и участки. В сельской местности желательно заготовить средства пожаротушения, шанцевый инструмент, по возможности воду в ёмкостях. По Воронежской области ожидаются порывы юго-восточного ветра до 15-18 м/с».
Пожары возникали в Воронежском, Россошанском, Давыдовском и Павловском лесничествах – загоралась сухая трава и лесная подстилка. К середине дня по области уже было более 100 вызовов пожарных. В селе Дальняя Полубянка Острогожского района огонь начал охватывать дачные дома. К счастью, эти строения оказались нежилыми.
js-slider.fire
В селе Николаевка Павловского района огонь угрожал санаторию «Жемчужина Дона», что повлекло за собой необходимость эвакуации персонала. А в Лискинском районе уже горело 30 га леса. С 1 октября был введен режим чрезвычайной ситуации по области. Губернатор Александр Гусев ввел его с целью скорейшего оказания помощи людям, лишившихся своих домов по вине огня. Погорельцам была оказана материальная помощь для приобретения вещей первой необходимости и продуктов питания. Так же были выделены деньги из резервных фондов на компенсации за утраченное имущество.
Так что же послужило причиной стихийного бедствия в Воронежской области этой осенью?
В первую очередь, конечно, двухмесячная засуха. За этот период трава высохла настолько, что достаточно любой искры, необдуманно брошенного окурка, чтобы она загорелась. Сильный порывистый ветер усугублял ситуацию.
Сотрудники подразделений пожарной охраны, сравнивая пожары 2010 с пожарами этого года, отмечают, что пожары сентября 2020 были не только более масштабными, но и возникали практически одновременно в разных районах области. Поэтому ни о какой переброске сил не могло быть и речи.
Спасая природу, населенные пункты и людей от стихии, пожарные работали по несколько суток бессменно, в том числе и ночью.
Потому что если окончательно не победить огонь, пусть даже и в темное время суток, к утру сила и площадь возгорания будут такими, что имеющимися силами справиться станет невозможно. В то же время, пожары десятилетней давности заставили более внимательно подходить к подготовке личного состава, расширить парк необходимой техники, увеличить количество подразделений.
Воронежские пожарные, безусловно, главные герои этой осени! Благодаря их слаженной профессиональной работе удалось победить стихию и свести ущерб к минимальному.