Мы все хотим влиять
Выступление в рамках конференции спикер начинает с понятия «влияния». Это важный навык. И в большинстве своем все люди хотят им обладать. Однако осваивать скилл начинают не с того. В контексте обозначенной темы, влияние можно разделить на три большие сферы: как мы организуем себя, как мы организуем других, и как мы влияем на других – и именно в такой последовательности.
При этом, если мы говорим о человеческой коммуникации, стоит учитывать, что она может быть синхронной и асинхронной.
– Синхронная – это, например, разговор по телефону или встреча с человеком, асинхронная – мессенджеры, электронная почта, весь тот поток, в котором мы часто тонем, – поясняет бизнес-тренер. – В коммуникации зашито огромное количество эмоций, конфликтов, обид, непонимания, уязвленного самолюбия и других вещей, которые необходимо прорабатывать.
Спикер предлагает посчитать, как много времени мы коммуницируем в процессе работы в принципе и сколько процентов от этой коммуникации приводят к необходимому результату. Выясняется, что процент «полезного» общения очень небольшой. Связано это и с тем, что далеко не все умеют грамотно доносить информацию.
– Коммуникация не столько о передаче информации, сколько о поддержании родства в компании, – чтобы отразить одну из главных идей своего выступления, Елена Витчак приводит в пример одну из любимых цитат.
Любая коммуникация – глубинна, она уходит в сознательное и бессознательное. Именно поэтому хороший руководитель, лидер, должен быть чуточку психологом. Важно не только что говорить, но и как. Учитывая потребности собеседника, обращая внимание на его психологическое состояние. Любая неверно выстроенная фраза, грубая интонация, разговор в неправильный момент времени могут загубить на корню даже самую отличную идею.
Влияют на процессы внутри коллектива и внешние процессы. Так, Covid-эпидемия, на наших глазах меняет мир. К ней никто не был готов. Среди моментов, которые влияют на команды Витчак называет:
- Регрессия. Усталость. Отрицание.
- Сложность синхронной работы.
- «Сбитые» режимы и границы.
- Высокий уровень тревоги. Расщепление.
- Переосмысление рабочего пространства. Претензии.
– Во-первых, можно поменять программу. Во-вторых, задумайтесь, возможно, принимаемые в итоге предложения лучше ложатся в повестку дня, чем то, что предлагаете вы. В-третьих, советуйтесь с людьми, которые вас критикуют. Да, это больно. Но если вы согласовываете важные решения только с теми, кто вас одобряет, вас разнесут на другом уровне, и это будет гораздо больнее, – говорит Витчак.
- Предмет конфронтации.
- Разобраться, какими ресурсами обмениваться.
- Проявлять участие даже при «нездоровой» конфронтации.
- Чаще менять слово «должен» на «могу».
- Отделять человека от проблемы.
- Использовать Я-послания.
- Не бояться смотреть на мир без розовых очков, видеть правдивую картину.
Если обратиться к теоретической стороне коммуникации, то специалисты выделяют четыре уровня взаимодействия: уровень факторов, уровень призыва, уровень отношений и уровень откровений. Важно научиться прорабатывать ситуацию на каждом из них.
– Все ваши попытки что-либо предложить разбиваются о внутреннее состояние человека. Вы управляете взрослыми людьми. Сядьте и подумайте, как человек, с которым вы взаимодействуете, может полученную от вас информацию применить, что он будет с ней делать? Важна смелость, простота, понятность и немножко другая эмпатия.
Если что-то не получилось в первый, во второй, в третий раз, то получится в 25. И это абсолютно нормально, уверяет Витчак. Нужно уметь принимать поражение, но при этом не останавливаться, не зацикливаться, искать выход из ситуации и двигаться только вперед.