Ледяное безмолвие
На базе отдыха «Донгор» -- на склонах Чернышовой горы -- с 6 по 9 февраля тихо собирали арт-объекты II Фестиваля архитектурного искусства «Архидром».
Первый «Архидром» -- под девизом «Архитектура без комплексов» -- Воронежская областная общественная организация молодых архитекторов, созданная всего полгода назад, провела в сентябре. Сейчас она пригласила всех желающих создать арт-объекты в «Парк аттракционов». Вызвались 12 команд, но в походных условиях и при негаданной оттепели три сошли с дистанции.
-- У нас нет призовых мест, но будут номинации: функциональность, сложность воплощения, безопасность при использовании, возможность тиражирования, -- уточнил один из организаторов «Архидрома» Денис Федунов, настраивая микрофон для диджеев, но еще ожидались и файер-шоу, и салют. -- Мы не ограничили выбор материала, но многие в эскизах указали лед».
Ветром надуло
Если по Воронежу гулял ветер, то на Чернышовой горе он превращался в ветрище, а ледяной настил на городских улицах нельзя было и сравнить с катком на склонах гор у Дона. Если бы у меня на спине имелся небольшой парус, можно было бы, поймав мощный порыв в ветрила, катить себе с горы к любому из арт-объектов. Я оступилась и неловко проехала на полусогнутых ногах метров сто -- мимо ледяных букв «КВН» к пирамиде из камней, у которой подавал голос волосатый осел с красным и синим бантиками в уздечке. Неподалеку команда «Casa Bonita» творила аттракцион «Первый человек на Луне»: из ледяных кубиков сложили гигантский полумесяц горбом в землю, а к правому рогу пристроили лестницу. Мощный софит высвечивал в кубиках полумесяца тонкие прожилки, и он казался легким и ажурным. Пятикурсник архитектурного факультета Игорь Ефимов с командой «Liberty Team» построил рядом «Силомер» -- деревянную штуковину с рычагом: ударишь, а он выбросит куб льда. Чем сильнее стукнешь, тем дальше улетит куб. Обратно я возвращалась в гору уже на прямых ногах, ставя на льду ботинки, словно лыжи на снежном спуске -- «лесенкой».
Руки в кожаных печатках вмиг закоченели, пальцы с трудом держали ручку и оставляли в блокноте каракули. Шестикурсник архитектурного факультета ВГАСУ Михаил Федоров объяснял, что его команда делает изо льда игру «Дженга», но ветрище уносил его слова, и я смогла разобрать только то, что в центре композиции имеется стол из дерева и льда, ледяная столешница расписана красками, а вокруг -- столбики, перетянутые шерстяными нитками теплых оттенков. «Для уюта, -- говорил Миша о нитках, когда его коллега Надя Кулькова горячим утюгом гладила ледяные кубики. -- Игроки будут вытаскивать нижние деревяшки, сидя на пенопластовых стульях». Погода, конечно, подвела: вода на арт-объектах не замерзала, поэтому на реке Дон нарезали лед бензопилами, а потом погрузили на телегу и трактором затащили в гору. Льда хватило не всем, а мороза -- никому.
Идея в квадрате
Неподалеку складывали из ледяных кубиков комнату -- «Ледяную ауру», обещая красную, зеленую и желтую подсветку. «У-у-у», -- мой диктофон упорно записывал только вой ветра, хотя я помню, что студенты говорили: мол, зайдешь в такую комнату, а на ледяных стенах запляшут твои тени. Чуть дальше команда «Рагу из мясных жуков» во главе с преподавателем композиции Владимиром Шафоростовым мастерила «Город света». «Каждый кубик изнутри освещается, -- пояснял он. – 30 кубов в центре, 40 -- ограничивают пространство». Я присмотрелась и удивилась: оказывается, не надеясь на силу мороза, студенты-шестикурсники отделения реставрации и реконструкции архитектурного наследия смастерили 30 кубов -- сколотили из серых деревянных планок грани, а стороны затянули прозрачным целлофаном. Признаться, от ледяных кубов целлофановые многогранники почти не отличались. «Вот!» -- довольно улыбнулся в ответ Шафоростов.
Мимо -- вниз по склону -- проехали на полусогнутых ногах коллеги-журналисты. «Привет!» -- проезжая, крикнул мне Антон Валагин, едва не сбив пятикурсника Диму Алексеева, через трафарет распылявшего из баллончика светящуюся краску. На затоптанной ледяной дорожке появлялись 11 оранжевых жуков. «Все», -- вздохнул Дима, последний раз пшикнул пульверизатором и потряс пустым цилиндром.
В этот момент я поняла, что умру, если не спрячусь от ветра и не глотну кипятка. Добрела «лесенкой» до палатки «Робина Сдобина» -- две девушки, ужаснувшись моему синему лицу, плеснули в стаканчик горячего чаю и протянули обжигающий пирожок. Задубевшие пальцы не сразу ощутили тепло дара, а язык -- вкус.
Горячий пони
После на волне горячего оптимизма я доковыляла до самого дальнего арт-объекта -- команда «Панда» придумала «Гарцующего пони»: выпилили лобзиком санки в виде коника, выточили копье, сколотили из досок двое ворот и подвесили три настоящих бублика. «Сели на лошадку, покатили с горки, копьем прицелились, чтобы попасть в бублик», -- делился задумкой третьекурсник Александр Гурьев, а тем временем две девчонки из команды скатились на конике, но увлеклись прицелом, не вырулили и уткнулись в дерево.
У огромной рогатки стояла Оля Чудинова из команды «Ранчо». Оказалось, это не рогатка, а «Архибердс». «Стрелять надо деревянными кирпичиками по ледяным конструкциям, как по неудавшимся архитектурным постройкам», -- сказала Оля, третьекурсница факультета художественного образования ВГПУ, и сильно растянула гигантскую рогатку. Стрельнула вроде бы в кубы, но на самом деле -- в сторону кустов, за которыми команда «Скреперы» стучала молотками, торопясь собрать горку «Дракон», на который пошло 0,4 куб. м дерева, 40 кв. м ДВП. Отрез оранжевой ткани натянули там, где собирались сделать крыло дракона.
Конструктор Роман Черкашин, третьекурсник архитектурного факультета, был печален: не получилось сделать ледяные, припорошенные снегом крылья, а под ними -- кафе с ледяным столом, в который хотели вморозить фрукты. А спуск горки «Дракон» Никита Сидельников, облаченный в непромокаемый комбинезон, пробовал залить водой, надеясь, что та замерзнет, но только испортил фанеру. Зато кое-что из того, что придумал пятикурсник Кирилл Шубин, развесили на кустах у «Дракона» -- ледяные диски с замерзшими в них дольками апельсинов, грейпфрутов и лимонов. И все зрители и гости фестиваля толпились у них, чтобы запечатлеть на фото себя, как бы впивающихся зубами в ледяной блин с цитрусовыми. Вот включили подсветку у «Первого человека на Луне», на «Драконе» появились гирлянды синих лампочек, «Архибердс» переливался огнями, вмонтированными в ледяные кубики. Пришлось второй раз совершить набег на бесплатное угощение: знаете, как хорошо, спрятавшись от ветра, молча замереть с пирожком в левой руке, а чаем -- в правой?