Милость к падшим
Просящие подаяния не уходят с улиц даже в сильные морозы
Если следовать нормальной человеческой логике, милостыню надо просить рядом с филиалами банков - там денег больше всего. Но даже в те времена, когда секьюрити не гнали с порога всех, кто «не формат», с протянутой рукой стояли у храмов. Потому что человек подсознательно ищет не просто милостыни - а милости.
Трехгрошовая опера
Одна моя знакомая, пережившая войну и сильно наголодавшаяся, с тех пор делит людей на три психотипа: помоечников, побирушек и неадаптированных. Побирушки народ не гордый. Если им грозит смерть от голода, идут к людям: несмотря ни на что продолжают верить в их доброту. Помоечники в ближних разочаровались и унижаться прилюдно не желают. Лучше подхватят какую-нибудь холеру, но упорно будут втихаря питаться отбросами на свалке. А неадаптированные горды просто до дурости: лучше умрут, чем применят вышеназванные способы выживания. Себя автор классификации отнесла к побирушкам. Ей приходилось просить и куска хлеба после войны: в большой семье детей было нечем кормить. Она повстречала много сердечных людей, которые последним делились.
Сейчас, надо признать, нищих любить не в пример труднее. Милостыня бывает трех видов -- еда, одежда и деньги. Вот только еда и одежда, судя по всему, сейчас мало кому нужны, прошли те времена. Все алчут денег и, если подаешь пятак, возмущаются: «Ты чего мне мелочь суешь - 50 рублей надо!».
В Воронеже много колоритных фигур - жаль, Гиляровского на них нет. Например, иду я как-то раз в Покровский собор мимо Воскресенской церкви. С паперти ринулась навстречу цыганка: ей детей кормить нечем. Даю десятку и бегу дальше по делам. Возвращаюсь той же дорогой. Цыганка цепляется за мой рукав, как дьявол за грешную душу, и без пошлины отцепляться не желает.
- Минуточку, дорогуша, - пытаюсь вести переговоры. -- Я ж вам минут пять назад, по дороге во-он туда, десятку дала. Это опять я, только с другой стороны!
- Вот вам крест на пузе (соответствующий взмах рукой), я первый раз вас вижу.
В переводе с цыганского на русский это означает: не выделывайся, отдавай мою монетку. Но в тот момент мне б самой кто-нибудь подал: в карманах ни гроша. Бормоча ругательства, цыганка отстала.
Одна бабулька-попрошайка, с вечной кошелкой в руках, живет через дорогу от меня. Я ее запомнила с первого раза, она же меня все никак в лицо не выучит. Старушка виртуозно и со слезой исполняет, так сказать, трехгрошовую оперу.
- Доча-а, мне надо уехать из больницы домой в Каменку, а полтинника не хватает. -- Видя, что даю тридцатник, деловито осведомляется: -- А что, больше нет?
Каждый раз она едет из больницы в другое село. Вот и полюби такую.
Но почему-то отказать ей раз и навсегда не могу, сердце кровью обливается. Моя тетя, приехавшая погостить, была от бабки в культурологическом шоке и стала давать мне ценные советы: «Если ты лох, скрывай это. На лоха и зверь бежит». Пока что у меня не очень получается.
Без крайностей
Однако, напопадавшись в дурацкие истории и не желая поддерживать «бомжовую мафию», мы рискуем пройти мимо настоящей беды. Никогда не забуду случай, произошедший опять же в Воскресенском храме в конце 1990-х. Там всегда попрошайничал, приняв на грудь, нищий. Ему подавали редко: выглядел отталкивающе, деньги тратил на водку. А есть ему было и в самом деле не на что, жить негде, и однажды он умер на руках у тогдашнего настоятеля храма отца Федора Бажанова. Чуть не плача, отец Федор потом говорил на проповеди: «Как же вы, верующие люди, допустили, чтобы он, всегда находясь рядом с храмом, умер, как собака? Пусть он пил -- давали бы понемногу, все равно ведь не бросил бы. И никто не спросил: может, еще какая-то помощь нужна, кроме как в виде бутылки?».
А недавно Татьяна Устинова рассказала в журнале «Story» о том, как друг ее семьи, хирург, безбожник и циник, недавно вместе с ними побывал в монастыре и в душевном порыве подарил какой-то нищей старушке 5 тыс. Бабуля возликовала. «Это ж сколько дней можно тут не стоять, Господи! -- голосила она. - Я и колбасы теперь куплю, и конфет». И прямиком потрусила в магазин. Ей и вправду едва хватало на хлеб.
Что же делать воронежцам, которые, увидев на улице человека с протянутой рукой, испытывают сомнения: стоит ли подавать? Наверное, в этом случае стоит прислушаться к священнослужителям. Например, отец Дмитрий Смирнов рекомендует следовать очень старому совету: «Прежде чем подать милостыню, пусть она вспотеет в твоей руке». То есть немножко подумай, а потом отдай. Хотите помочь -- не кидайте брезгливо монетку в грязную руку, а поинтересуйтесь, зачем человеку деньги. Боитесь, что они будут пропиты -- зайдите в магазин, накупите на всю сумму продуктов, не забудьте побаловать просящего тем, чем он, может быть, сроду не питался. Короче, устройте ему маленький праздник.
Можно подготовиться к следующей встрече: собрать дома теплые вещи, простые лекарства, посуду. Главное, не впадать в крайности и не брать на себя подвиг «не по чину»: не нужно идти, тем более одному, туда, где живут бомжи, чтобы читать там проповеди. И не ждите, что вы измените мир: есть такое явление, как психология бомжа. Если каждому из нищих дать квартиру и предоставить работу, отмыть всех огулом и накормить, большинство из них снова окажутся на улице.