С чем связано решение разложить в воронежских автобусах книги?
Сергей:
- У воронежцев в домах очень много книг. Они давно прочитаны по несколько раз и уже не нужны хозяевам. Кто-то их выбросить не может, и горы книг пылятся без дела. По нашим прогнозам лет через 10-15 чтение бумажных книг в переплетах станет элитным времяпрепровождением, как посещение театра. Понятно, что в шкафах останутся только избранные фолианты. Некоторые люди уже сейчас относят книги на мусорку, но это тоже не вариант. Очень грустно видеть лежащие на помойке тома, которые еще кому-то могут пригодиться.
Мы предлагаем решение проблемы. Воронежцы могут отнести книги нам, а мы распространим их в общественном транспорте, чтобы другие люди тоже могли почитать и, заодно, стать культурнее.
Для воронежцев проект «Культурный маршрут» – отличная возможность избавиться от уже прочитанных книг, не испытывая угрызений совести. Ведь эти книги будут не выброшены на помойку, а продолжат свой путь среди людей и принесут пользу.
Подобные проекты обычно предлагают школьники или студенты
Андрей:
- Сама идея «Культурного маршрута» возникла, потому что мы молоды душой. Более того, я знаю людей в возрасте, которые предлагают еще более молодежные проекты. Впрочем, то, что проект «Культурный маршрут» именно молодежный – версия очень неоднозначная. Идея направлена на всех жителей Воронежа, даже, преимущественно на старшее поколение.
Основная наша работа – консультации предприятий малого и среднего бизнеса. У нас есть опыт организации интересных проектов, который мы решили использовать на благо Воронежа. Мы хотим, чтобы другие воронежцы получали от поездки в автобусах и маршрутках только положительные эмоции.
Но, к сожалению, у нас общественный транспорт обычно связан именно с негативом. Это и хамство и давка и разговоры в духе «вас здесь не стояло». Удручающее настроение навевают грязные и обшарпанные салоны. Мы хотим изменить эту нехорошую тенденцию.
Может быть, этот проект является подспорьем к вашему бизнесу?
Андрей:
- Никакого отношения к бизнесу это не имеет, хотя можно конечно придумать много вариантов монетизации. Идея в том, чтобы именно созидать. Это вклад в пространство вокруг нас.
Воронеж в 2015 году выбрали культурной столицей СНГ и наш проект тут пришелся довольно кстати. Развитие туризма и культурного кластера приведет к тому, что в Воронеж увеличится приток людей и, естественно, многие из них будут пользоваться общественным транспортом. Поэтому нужно привести автобусы, троллейбусы и маршрутки в порядок. Это как бордюры побелить. Вроде бы ничего не изменилось, но окружающий мир стал приятнее.
К лету мы собираемся запустить 5 автобусов. В дальнейшем включим в проект частных перевозчиков и междугородние автобусы, курсирующие между Воронежем и другими городами. Мы уже общались с собственниками автопарков и в 100% случаев нас поддерживали. Также одобрили проект Департамент молодежной политики, и Воронежский ресурсный центр, который обещал помочь со сбором книг. Все понимают, что людям будет приятно видеть обновленные автобусы с репродукциями картин и с книгами на сиденьях.
Сергей:
- Сейчас в автобусах размещается реклама, которая не имеет никакой эстетической ценности. Кому приятно смотреть на позорные макеты 3-4-летней давности, заклеенные скотчем, с невычитанными орфографическими ошибками? Я сам рекламщик, поэтому мне неприятно то, что висит в нашем общественном транспорте.
Люди в автобусах и троллейбусах погружены в настоящий бардак. А если их будут окружать картины, книги и арт-объекты, то есть вероятность, что изменятся не только рекламные объявления, но и состояние людей после поездки в транспорте.
А как насчет вандализма? Не распространится ли он на произведения искусства и книги?
Андрей:
- Конечно, распространиться. Но подрисовать усы, или какой-нибудь еще предмет к картине эпохи Возрождения уже сложнее с этической точки зрения, чем написать нехорошее слово на обшарпанной спинке сидения.
Сергей:
- Кстати, этому есть научное объяснение – «Теория разбитых окон». В соответствие с ней криминогенная активность больше в тех местах, где стены расписаны граффити, валяется мусор, разбиты фонари и окна. Появилась эта теория в Америке. Исследования, проведенные европейскими исследователями, ее подтвердили. Если на стене что-нибудь написано, то бумажку или сигарету бросают с большей вероятностью. Под разбитым окном больше вероятность, что украдут чужой велосипед или сумку.
Одним словом, чем более раздолбайский культурный контекст вокруг, тем более криминогенная ситуация.
Мы предполагаем, что 30-40 минут в воронежском общественном транспорте настраивают человека не лучшим образом. Потолкавшись в грязной, душной маршрутке, человек с большей вероятностью поругается с кем-нибудь на улице, бросит мусор мимо урны, придет домой мрачный и разбитый.
Этого можно будет избежать с большей вероятностью, когда автобусы станут чистыми и там будет создана культурная атмосфера.
Есть ли где-то в России похожие проекты?
Андрей:
- Третьяковская галерея делала подобный проект в Москве. Вложили в него очень много, но и результат бы соответствующим. Конечно, это не значит, что только в столице должен быть приличный транспорт. Воронеж в этом году – культурная столица СНГ. Поэтому автобусы и троллейбусы должны соответствовать статусу.
Где собираетесь размещать книги, и как будете оформлять автобусы?
Андрей:
- Книги будут лежать прямо на сидениях. Пассажир возьмет книгу в руки и тут же прочитает название на обложке. На первой странице книги будет обращение предыдущего владельца книги к читателю. После этого человек, возможно, углубиться в чтение, возьмет книгу домой или подарит ее другу. Или же оставит ее другим пассажирам.
Вообще, надо сказать, что приезжие знают о Воронеже только из мультфильма про котенка с улицы Лизюкова. Это как знать про Россию, что у нас есть медведи, шапки ушанки, водка и балалайки и думать, что этого достаточно. Мы собираемся исправить это досадное недоразумение.
Сергей:
- У нас будут автобусы, посвященные местной народной культуре. Их мы распишем узорами, разместим элементы народного творчества. Идей много, ведь в Воронеже жили родоначальник цирковой династии Алексей Дуров, поэт Самуил Маршак и писатель Андрей Платонов и другие знаменитые люди. Автобусы можно оформить в стиле цирковой тематики или сюжетами из произведений воронежских литераторов.
Также общественный транспорт можно использовать для информирования пассажиров о воронежских культурных событиях. Можно ставить анонсы таких мероприятий как «Усадьба Джаз», «Платоновский фестиваль». Большинство людей сейчас ограничено в плане культурного развития. Это не значит, что они не хотят просвещаться, просто они не в курсе, что где-то происходит что-то интересное. В результате после работы многие молодые люди сидят с пивом перед телевизором и смотрят новости или сериалы, не зная, что в их городе прямо сейчас проводится интересное мероприятие.
У нас еще есть проект по показам мировых кино-шедевров и картинных галерей на экранах, которые располагаются на остановках общественного транспорта и на рекламных видео-панелях.
Хотелось бы сказать про отношение старшего поколения к идее «Культурного маршрута». Однажды мы сидели за чаем и говорили о проекте. Теща нашего друга сразу отправилась в комнату и притащила целую вязанку книг. И говорит: "Да какое ж вы доброе дело делаете, я всем соседям расскажу, чтобы они подключались".
Люди пенсионного возраста легко включаются в проект, потому что хочется поучаствовать в воспитании молодых. Кроме того, на пенсии свободное время хочется куда-то деть. Также, пенсионеры больше понимают ценность бумажных книг, в отличие от молодежи, у которой сейчас в основном электронные устройства.
В общественном транспорте читать вредно. Что на это скажете?
Андрей:
- Скажем так, вреднее не читать. Помимо глаз, есть еще такой орган – мозг. И в совокупности, пользы от чтения для мозга будет в разы меньше, чем вреда для глаз. Книгу можно взять почитать домой, кроме того, 20 минут чтения в транспорте не принесут ощутимого вреда глазам.
В общем, будем надеяться что «Культурный маршрут» преобразит городские автобусы, воронежцы будут выходить из них с улыбками, и время постоянного хамства в общественном транспорте уйдет навсегда.
Текст опубликован в рамках проекта Гильдии аналитических журналистов
«Социальная ответственность как основа гражданского общества»