Константин Феоктистов (1926-2009)
Знаменитый советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, профессор, доктор технических наук Константин Феоктистов – уроженец Воронежа. Он родился 7 февраля 1926 года в Воронеже. В своей автобиографической книге «Траектория жизни. Между вчера и завтра» космонавт вспоминал:
- Хорошо помню, как в четвертом классе (в школу я поступил в 1933 году) заявил своему однокласснику Коле Морозову: «В 1964 году полечу на Луну».
Великая Отечественная война не дала Константину Феоктистову вовремя окончить школу. В пятнадцатилетнем возрасте он бросил учёбу и пошёл на фронт, где был разведчиком. Во время выполнения боевого задания в Воронеже юного разведчика схватил немецкий патруль и приговорил к расстрелу. Но Константину чудом удалось выжить. Школу будущий космонавт окончил в 1943 году, в эвакуации, а после поступил в МВТУ имени Баумана.
Окончив «Бауманку», с 1949 года будущий космонавт стал работать в научно-исследовательском институте вместе с конструктором в области ракетостроения Михаилом Тихонравовым. Впоследствии работал в «Особом конструкторском бюро № 1» вместе с Королёвым (сейчас РКК «Энергия»). Феоктистов участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, руководил проектированием кораблей «Восток», и был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир».
В 1964 году, после того, как Хрущев поставил вопрос в полете в космос экипажа из трёх космонавтов, Константин Феоктистов стал первым в мире гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт. Полёт произошел 12-13 октября 1964 года на многоместном корабле «Восход», в разработке которого принимал участие Феоктистов. Вместе с ним в экипаже были командир корабля, лётчик-космонавт Владимир Комаров и врач-космонавт Борис Егоров. Примечателен полет «Восхода» был тем, что все три космонавта из-за тесноты кабины космического корабля находились на его борту без скафандров, и больше суток сидели неподвижно, как в воронежской маршрутке в час пик – в стеснённых условиях невозможно было ничего сделать. А вот какие ощущения от полёта испытывал наш земляк:
- Шум, вибрации, мощные перегрузки, ощущения человека, оседлавшего зверя чудовищной мощности (общая мощность ракетных двигателей первой ступени ракеты-носителя около 10 миллионов лошадиных сил!). Это одно из самых ярких, эмоциональных и радостных воспоминаний (в каждом из нас сидит татарин)...
«Восход» облетел земной шар 16 раз, длительность космического полета составила сутки и 17 минут. После полёта Феоктистову было присвоено звание Героя Советского Союза и вручен орден Ленина. Что интересно, космический полёт стал водоразделом в партийной истории: стартовали космонавты при Хрущёве, а на следующий день после посадки «Восхода» прежнего генсека сместили, и докладывать экипажу корабля пришлось уже Брежневу.
Участвовать в дальнейших космических экспедициях Константину Феоктистову не позволило здоровье. Из отряда космонавтов он ушел в 1987 году. Долгое время преподавал в МГТУ имени Баумана, являлся членом-корреспондентом Международной академии астронавтики. До 1990 года Константин Петрович работал заместителем генерального конструтора НПО «Энергия», где участвовал в создании новых космических аппаратов, в том числе орбитальной космической станции «Мир».
За свою жизнь один из старейших советских космонавтов написал несколько книг, среди которых – книг «Семь шагов в небо» (1984), «Космическая техника. Перспективы развития» (1997), «Траектория жизни» (2000) и «Воспоминания и размышления космонавта-исследователя» (2005). Он же – соавтор книг «О космолётах» и «Космические аппараты». Умер Константин Петрович в возрасте 83 лет в Москве 21 ноября 2009 года, похоронен был на московском Троекуровском кладбище. Именем Феоктистова названа воронежская улица и школа № 5. Его имя было присвоено и кратеру на обратной стороне Луны.
Семён Косберг (1903-1965)
Известный советский инженер, конструктор жидкостных ракетных двигателей, выводивших в космос пилотируемые космические корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции, Семён Косберг родом не из Воронежа, но именно он является основателем Воронежского конструкторского бюро химавтоматики (КБХА).
Родился легендарный коструктор в 1903 году в белорусском городе Слуцке и был четвёртым ребёнком в многодетной еврейской семье. Отец Семёна, Арий Косберг, был известным на всю округу кузнечным мастером. Всего в семье Косберг было девять детей.
Любовь к технике передалась маленькому Семену от отца. Проучившись в первой Слуцкой гимназии, в 14 лет мальчик поступил в Слуцкое коммерческое училище, а после его окончания шесть лет трудился в кузнице своего отца, где работал кузнецом и мастером по металлу. А вечером посещал образовательные курсы, благодаря которым юноша получил диплом о среднем образовании.
Потом была служба в Красной Армии, а после – трудовые будни на ленинградской фабрике имени С.Халтурина, где Семён работал слесарем. Молодой человек долго искал свое призвание. Сначала поступил в Ленинградский политехнический институт, но через два года перевелся в Московский институт авиации. Профессиональная карьера Семена Косберга началась в 1930 году, в Центральном институте авиационного моторостроения. Здесь он прошел путь от инженера-конструктора до начальника исследовательского отдела. Инженер работал над усовершенствованием топливной системы цилиндров авиадвигателей. Открытие впрыска топлива в головки цилиндра перевернуло технологию сгорания топлива.
В 1940 году Семён Косберг назначается заместителем главного конструктора, а через год – начальником крупного конструкторского бюро наркомата авиационной промышленности. С началом войны предприятие было эвакуировано в сибирский город Бердск. В тяжелейших условиях под руководством Семёна Ариевича был создан и запущен в серийное производство агрегат НВ-ЗУ для авиационного двигателя. Новые двигатели существенно улучшили полетные характеристики таких советских истребителей, как Ла-5, Ла-7, бомбардировщиков ТУ-2 и торпедоносцевТу-2Д. После войны новые моторы стали устанавливать на истребителях Ла-9, Ла-11 и пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14.
1946 году конструкторское бюро перебазируют в Воронеж. С развитием ракетостроения под руководством Косберга в ОКБ начали разрабатываться двигатели, работавшие на жидком кислороде и этиловом спирте. В 1957 году специалисты опытноконструкторского бюро стали работать над созданием новых авиационных жидкостных реативных двигателей. А в 1958-м Семён Косберг познакомился с легендой советской космонавтики Сергеем Королёвым, после чего ученый и конструктор начали сотрудничать над созданием третьей ступени для двухступенчатой ракеты-носителя, запускавшей на орбиту земные спутники. Созданная в воронежском КБ третья ступень ракеты, разработанная в 1958 году, позволила автоматической межпланетной станции «Луна-1» впервые в мире достичь второй космической скорости. Благодаря этому, появилась возможность полёта на Луну и вокруг Луны, чтобы сфотографировать её обратную сторону.
4 января 1959 года станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5—6 тысяч км от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца. А 14 сентября того же года двигатель, разработанный под руководством Косберга, использовался в составе третьей ступени для вывода в космос станции «Луна-2», которая впервые в мире достигла Луны и доставила на лунную поверхность вымпел с изображением государственного герба СССР. Меньше чем через месяц в космос была запущена станция «Луна-3», в составе которой была все та же третья ступень. А 12 апреля 1961 года, благодаря изобретению воронежских инженеров, в космос полетел первый человек – советский космонавт Юрий Гагарин. Говорят, после известной фразы «Поехали!» Юрий Алексеевич произнес: «Косберг сработал», что значило – отошла третья тупень ракетоносителя.
Успехи Семёна Косберга принесли ему степень доктора технических наук, Ленинскую премию и звание Героя Соцтруда. На этом вклад Семёна Ариевича и воронежских инженеров в освоение космоса не закончился. Вскоре в КБ создали новую, еще более мощную ракету – «Союз», благодаря которой к Марсу и Венере были отправлены космические зонды. Двигатели, произведенные в Воронеже, позволили осуществить первый выход человека в открытый космос и стыковку на орбите.
Семён Ариевич Косберг умер в Воронеже 3 января 1965 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем увековечили кратер на обратной стороне Луны.
Митрофан Зверев (1903-1991)
Советский астроном и астрометрист, член-корреспондент Академии наук СССР Митрофан Степанович Зверев родился в Воронеже 16 апреля 1903 года в многодетной семье священника Стефана Егоровича и Александры Михайловны Зверевых. (Всего в семье было семеро детей). Юность Митрофана омрачилась несчастьем: сначала умерла мать, а через два года от тифа скончался отец. Болезнь унесла жизни и четырех братьев и сестер. Из семи детей в живых остались только трое – Митрофан, Ольга и Алексей. Все они впоследствии стали учеными.
Первым местом службы юного Митрофана стал Воронежский госуниверситет, куда его взяли на должность метеоролога-наблюдателя. Здесь же он впервые знакомится с астрономией, наблюдая с университетского балкона Луну, звезды, планеты. В 1920 году юноша поступает на физико-математический факультет ВГУ и параллельно учится в музыкальном училище по классу фортепиано. Переехав в 1923 году в Москву, Митрофан Зверев поступает в Московскую консерваторию, которую окончил в 1929 году. Однако окончательный выбор профессии он сделал в пользу астрономии. Будущий ученый учится на механико-математическом факультете МГУ и одновременно работает в Главном геодезическом управлении.
Долгое время Митрофан Зверев работал научным сотрудником в Государственном астрономическом институте им. П.К.Штернберга (ГАИШ). Основные научные работы ученый посвятил фундаментальной астрометрии, службе времени, исследованию переменных звезд и меридианной астрономии.
В 1941 году Зверев руководит Службой времени ГАИШ. Он совершенствует астрономические наблюдения и хранение времени с помощью высокоточных часов. С началом Великой Отечественной войны основное оборудование Службы времени ГАИШ и значительная часть персонала были эвакуированы из Москвы в Свердловск. В эвакуации астрономы должны были обеспечивать точным временем нужды фронта и народного хозяйства. К концу 1942 года свердловская Служба времени превзошла по точности немецкую службу «Neuen». По тем временам это была научная победа над противником.
С 1946 по 1951 гг. Зверев – заместитель директора ГАИШ, а с 1951 года Митрофан Степанович работает заместителем директора Пулковской обсерватории. Одновременно читает лекции по астрономии в Ленинградском университете, где заведует кафедрой астрономии. Митрофан Степанович неоднократно становился организатором и участником астрономических экспедиций в Чили, на астрономическую станцию Серро-Эль-Робле. Его неоценимый вклад в астрономию – составленные им звёздные каталоги.
В 1983 году при активном участии Митрофана Зверева вблизи Кисловодска на Горной станции Главной астрономической обсерватории была создана Астрометрическая наблюдательная база, которая работает и по сей день. Хороший астроклимат позволяет проводить там высокоточные наблюдения за Солнцем, планетами и их спутниками, а также за слабыми астероидами.
Митрофан Зверев был страстным пропагандистом астрономических знаний: во многих городах СССР и за рубежом он читал популярные лекции по астрономии и был одним из председателей научно-просветительского общества «Знание». Издательство «Знание» ежегодно выпускало свыше 200 млн. экземпляров научно-популярных изданий, таких как «Наука и жизнь», «Знание – сила» и огромное количество книг, журналов и брошюр. За заслуги в популяризации астрономии Митрофан Степанович награжден медалью Вавилова. А за большой вклад в развитие астрометрии астероиду N 2323 было присвоено имя знаменитого воронежца – “Zverev”.
Николай Черных (1931 – 2004)
Советский и российский астроном Николай Степанович Черных, как и Митрофан Зверев, был известным специалистом в области астрометрии. Родился будущий учёный в селе Усмани Воронежской области. Сейчас это город в Липецкой области. Когда мальчику было 10 лет, его семья перебралась в село Шерагул Иркутской области. После окончания школы и службы в армии Николай Черных поступает в Иркутский педагогический институт. Там, на вступительных экзаменах, знакомится со своей будущей женой Людмилой, вместе с которой он будет совершать научные открытия.
Уже в студенческие годы Николай Черных стал сотрудником Иркутской лаборатории времени и частоты Всесоюзного научно- исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений.
Научную карьеру Николай Степанович продолжил в ленинградском Институте теоретической астрономии, где закончил аспирантуру. С 1963 года молодой специалист был направлен в Крымскую астрофизическую обсерваторию, с которой сотрудничал до конца жизни. Здесь он прошел путь от младшего до ведущего научного сотрудника. В 1964 году супруги Черных создали в Институте теоретической астрономии так называемую «Крымскую группу», которая провозгласила своей задачей вести наблюдения за малыми планетами (астероидами) в Крымской обсерватории. Руководство группой взяла на себя Людмила Черных, а научное руководство было возложено на Николая Степановича. Надо сказать, до самой смерти Николая Черных «Крымская группа» была мировым лидером по количеству наблюдений за малыми планетами. Это доказывают цифры: Николай Степанович лично открыл 537 новых планет, а вместе со своей женой – более 1200. Им же принадлежит открытие двух периодических комет.
Супруги называли открытые ими астероиды именами близких, друзей, писателей и поэтов (Чехов, Гоголь, Лем, Блок), знаменитых воронежцев и присваивали им названия родных городов и сёл. Так, например, астероид, открытый Людмилой Ивановной Черных в 1973 году, она назвала в честь мужа – «Коля». А Николай Степанович в декабре 1976 года открыл восьмикилометровый астероид с порядковым номером 4519 и назвал его Воронежем. Ученый собирался подарить родному городу сертификат на открытую им малую планету, но на одной из научных конференций в 2004 году у Николая Степановича не выдержало сердце, он умер. Подарок выдающегося астронома Воронежу – сертификат на малую планету - после смерти мужа передала его жена, Людмила Ивановна Черных, которая на празднование Дня города вручила документ экс-мэру Борису Скрынникову. Правда, когда корреспондент 36on.ru захотел посмотреть на сертификат в воронежской мэрии, его там не оказалось. В пресс-службе городской администрации о сертификате даже не слышали. Как предполагают злые языки, уходя с поста мэра, Борис Скрынников решил оставить астрономический сувенир себе…