Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

До конца года воронежским бюджетникам проиндексируют зарплаты

Губерния

Воронежцы, покорившие космос

some alt text
Воронеж играет одну из главных ролей в отечественных космических достижениях.  Мы вспомнили имена выдающихся земляков и тех, кто на воронежской земле сделал большие астрономические и космические открытия. 
 

Константин Феоктистов (1926-2009)

Знаменитый советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, профессор, доктор технических наук Константин Феоктистов – уроженец Воронежа. Он родился 7 февраля 1926 года в Воронеже. В своей автобиографической книге «Траектория жизни. Между вчера и завтра» космонавт вспоминал:
 
- Хорошо помню, как в четвертом классе (в школу я поступил в 1933 году) заявил своему однокласснику Коле Морозову: «В 1964 году полечу на Луну».

Великая Отечественная война не дала Константину Феоктистову вовремя окончить школу. В пятнадцатилетнем возрасте он бросил учёбу и пошёл на фронт, где был разведчиком.  Во время выполнения  боевого задания в Воронеже юного разведчика схватил немецкий патруль и приговорил к расстрелу. Но Константину чудом удалось выжить. Школу будущий космонавт окончил в 1943 году, в эвакуации, а после поступил в МВТУ имени Баумана.
 

Окончив «Бауманку», с 1949 года будущий космонавт стал работать в научно-исследовательском институте вместе с конструктором в области ракетостроения Михаилом Тихонравовым. Впоследствии работал в «Особом конструкторском бюро № 1» вместе с Королёвым (сейчас РКК «Энергия»). Феоктистов участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, руководил проектированием кораблей «Восток», и был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир».

В 1964 году, после того, как Хрущев поставил вопрос в полете в космос экипажа из трёх космонавтов, Константин Феоктистов стал первым в мире гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт. Полёт произошел 12-13 октября 1964 года на многоместном корабле «Восход», в разработке которого принимал участие Феоктистов. Вместе с ним в экипаже были командир корабля, лётчик-космонавт Владимир Комаров и врач-космонавт Борис Егоров. Примечателен полет «Восхода» был тем, что все три космонавта из-за тесноты кабины космического корабля находились на его  борту без скафандров, и больше суток сидели неподвижно, как в воронежской маршрутке в час пик – в стеснённых условиях невозможно было ничего сделать. А вот какие ощущения от полёта испытывал наш земляк:
 
- Шум, вибрации, мощные перегрузки, ощущения человека, оседлавшего зверя чудовищной мощности (общая мощность ракетных двигателей первой ступени ракеты-носителя около 10 миллионов лошадиных сил!). Это одно из самых ярких, эмоциональных и радостных воспоминаний (в каждом из нас сидит татарин)...
 

 «Восход» облетел земной шар 16 раз, длительность космического полета составила сутки и 17 минут. После полёта Феоктистову было присвоено звание Героя Советского Союза и вручен орден Ленина. Что интересно, космический полёт стал водоразделом в партийной истории: стартовали космонавты при Хрущёве, а на  следующий день после посадки «Восхода» прежнего генсека сместили, и докладывать экипажу корабля пришлось уже Брежневу. 

Участвовать в дальнейших космических экспедициях Константину Феоктистову не позволило здоровье. Из отряда космонавтов он ушел в 1987 году. Долгое время преподавал в МГТУ имени Баумана, являлся членом-корреспондентом Международной академии астронавтики. До 1990 года Константин Петрович работал заместителем генерального конструтора НПО «Энергия», где участвовал в создании новых космических аппаратов, в том числе орбитальной космической станции «Мир».
 

За свою жизнь один из старейших советских космонавтов написал несколько книг, среди которых –  книг «Семь шагов в небо» (1984), «Космическая техника. Перспективы развития» (1997), «Траектория жизни» (2000) и «Воспоминания и размышления космонавта-исследователя» (2005). Он же – соавтор книг «О космолётах» и «Космические аппараты». Умер Константин Петрович в возрасте 83 лет в Москве 21 ноября 2009 года, похоронен был на московском Троекуровском кладбище. Именем Феоктистова названа воронежская улица и школа № 5. Его имя было присвоено и кратеру на обратной стороне Луны.
 

Семён Косберг (1903-1965)

Известный советский инженер, конструктор жидкостных ракетных двигателей, выводивших в космос пилотируемые космические корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции, Семён Косберг родом не из Воронежа, но именно он является основателем Воронежского конструкторского бюро химавтоматики (КБХА).

Родился легендарный коструктор в  1903 году в белорусском городе Слуцке и был четвёртым ребёнком в многодетной еврейской семье. Отец Семёна, Арий Косберг, был известным на всю округу кузнечным мастером. Всего в семье Косберг было девять детей.

Любовь к технике передалась маленькому Семену от отца. Проучившись в первой Слуцкой гимназии, в 14 лет мальчик поступил в Слуцкое коммерческое училище, а после его окончания шесть лет трудился в кузнице своего отца, где работал кузнецом и мастером по металлу. А вечером посещал образовательные курсы, благодаря которым юноша получил диплом о среднем образовании.

Потом была служба в Красной Армии, а после – трудовые будни на ленинградской фабрике имени С.Халтурина, где Семён работал слесарем.  Молодой человек долго искал свое призвание. Сначала поступил в Ленинградский политехнический институт, но через два года перевелся в Московский институт авиации. Профессиональная карьера Семена Косберга началась в 1930 году, в Центральном институте авиационного моторостроения. Здесь он прошел путь от инженера-конструктора до начальника исследовательского отдела. Инженер работал над усовершенствованием топливной системы цилиндров авиадвигателей. Открытие впрыска топлива в головки цилиндра перевернуло технологию сгорания топлива.

В 1940 году Семён Косберг назначается заместителем главного конструктора, а через год – начальником крупного конструкторского бюро наркомата авиационной промышленности. С началом войны предприятие было эвакуировано в сибирский город Бердск. В тяжелейших условиях под руководством Семёна Ариевича был создан и запущен в серийное производство агрегат НВ-ЗУ для авиационного двигателя. Новые двигатели существенно улучшили полетные характеристики таких советских истребителей, как Ла-5, Ла-7, бомбардировщиков ТУ-2 и торпедоносцевТу-2Д. После войны  новые моторы стали устанавливать  на истребителях Ла-9, Ла-11 и пассажирских самолётах Ил-12 и Ил-14. 

1946 году конструкторское бюро перебазируют в Воронеж. С развитием ракетостроения под руководством Косберга в ОКБ начали разрабатываться двигатели, работавшие на жидком кислороде и этиловом спирте. В 1957 году специалисты опытноконструкторского бюро стали работать над созданием новых авиационных жидкостных реативных двигателей. А в 1958-м Семён Косберг познакомился с легендой советской космонавтики Сергеем Королёвым, после чего ученый и конструктор начали сотрудничать над созданием третьей ступени для двухступенчатой ракеты-носителя, запускавшей на орбиту земные спутники. Созданная в воронежском КБ третья ступень ракеты, разработанная в 1958 году, позволила автоматической межпланетной станции «Луна-1» впервые в мире достичь второй космической скорости. Благодаря этому, появилась возможность полёта на Луну и вокруг Луны, чтобы сфотографировать её обратную сторону.

4 января 1959 года станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5—6 тысяч км от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца. А 14 сентября того же года двигатель, разработанный под руководством Косберга, использовался в составе третьей ступени для вывода в космос станции «Луна-2», которая впервые в мире достигла Луны и доставила на лунную поверхность вымпел с изображением государственного герба СССР. Меньше чем через месяц в космос была запущена станция «Луна-3», в составе которой была все та же третья ступень. А 12 апреля 1961 года, благодаря изобретению воронежских инженеров, в космос полетел первый человек – советский космонавт Юрий Гагарин. Говорят, после известной фразы «Поехали!» Юрий Алексеевич произнес: «Косберг сработал», что значило – отошла третья тупень ракетоносителя.

Успехи Семёна Косберга принесли ему степень доктора технических наук, Ленинскую премию и звание Героя Соцтруда. На этом вклад Семёна Ариевича и воронежских инженеров в освоение космоса не закончился. Вскоре в КБ создали новую, еще более мощную ракету – «Союз», благодаря которой к Марсу и Венере были отправлены космические зонды. Двигатели, произведенные в Воронеже, позволили осуществить первый выход человека в открытый космос и стыковку на орбите.

Семён Ариевич Косберг умер в Воронеже 3 января 1965 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем увековечили кратер на обратной стороне Луны. 
 

Митрофан Зверев (1903-1991)

Советский астроном и астрометрист, член-корреспондент Академии наук СССР Митрофан Степанович Зверев родился в Воронеже 16 апреля 1903 года в многодетной семье священника Стефана Егоровича и Александры Михайловны Зверевых. (Всего в семье было семеро детей). Юность Митрофана омрачилась несчастьем: сначала умерла мать, а через два года от тифа скончался отец. Болезнь унесла жизни и четырех братьев и сестер. Из семи детей в живых остались только трое – Митрофан, Ольга и Алексей. Все они впоследствии стали учеными.

Первым местом службы юного Митрофана стал Воронежский госуниверситет, куда его взяли на должность метеоролога-наблюдателя. Здесь же он впервые знакомится с астрономией, наблюдая с университетского балкона Луну, звезды, планеты. В 1920 году юноша поступает на физико-математический факультет ВГУ и параллельно учится в музыкальном училище по классу фортепиано. Переехав в 1923 году в Москву, Митрофан Зверев поступает в Московскую консерваторию, которую окончил в 1929 году. Однако  окончательный выбор профессии он сделал в пользу астрономии. Будущий ученый учится на механико-математическом факультете МГУ и одновременно работает в Главном геодезическом управлении. 
Долгое время Митрофан Зверев работал научным сотрудником в Государственном астрономическом институте им. П.К.Штернберга (ГАИШ). Основные научные работы ученый посвятил фундаментальной астрометрии, службе времени, исследованию переменных звезд и меридианной астрономии.

В 1941 году Зверев руководит Службой времени ГАИШ. Он совершенствует астрономические наблюдения и хранение времени с помощью высокоточных часов.  С началом Великой Отечественной войны основное оборудование Службы времени ГАИШ и значительная часть персонала были эвакуированы из Москвы в Свердловск. В эвакуации  астрономы должны были обеспечивать точным временем нужды фронта и народного хозяйства. К концу 1942 года свердловская Служба времени превзошла по точности немецкую службу «Neuen». По тем временам это была научная победа над противником.
 

С 1946 по 1951 гг. Зверев – заместитель директора ГАИШ, а с 1951 года Митрофан Степанович работает заместителем директора Пулковской обсерватории. Одновременно читает лекции по астрономии в Ленинградском университете, где заведует кафедрой астрономии. Митрофан Степанович неоднократно становился организатором и участником астрономических экспедиций в Чили, на астрономическую станцию Серро-Эль-Робле. Его неоценимый вклад в астрономию – составленные им звёздные каталоги.

В 1983 году при активном  участии Митрофана Зверева вблизи Кисловодска на Горной станции Главной астрономической обсерватории была создана Астрометрическая наблюдательная база, которая работает и по сей день. Хороший астроклимат позволяет проводить там высокоточные наблюдения за Солнцем, планетами и их спутниками, а также за слабыми астероидами.

Митрофан Зверев был страстным пропагандистом астрономических знаний: во многих городах СССР и за рубежом он читал популярные лекции по астрономии и был одним из председателей научно-просветительского общества «Знание». Издательство «Знание» ежегодно выпускало свыше 200 млн. экземпляров научно-популярных изданий, таких как «Наука и жизнь», «Знание – сила» и огромное количество книг, журналов и брошюр. За заслуги в популяризации астрономии Митрофан Степанович награжден медалью Вавилова. А за большой вклад в развитие астрометрии астероиду  N 2323 было присвоено имя знаменитого воронежца – “Zverev”.
 

Николай Черных (1931 – 2004)

Советский и российский астроном Николай Степанович Черных, как и Митрофан Зверев, был известным специалистом в области астрометрии. Родился будущий учёный в селе Усмани Воронежской области. Сейчас это город в Липецкой области. Когда мальчику было 10 лет, его семья перебралась в село Шерагул Иркутской области. После окончания школы и службы в армии Николай Черных поступает в Иркутский педагогический институт. Там, на вступительных экзаменах, знакомится со своей будущей женой Людмилой, вместе с которой он будет совершать научные открытия.

Уже в студенческие годы Николай Черных стал сотрудником Иркутской лаборатории времени и частоты Всесоюзного научно- исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений. 
Научную карьеру Николай Степанович продолжил в ленинградском Институте теоретической астрономии, где закончил аспирантуру. С 1963 года молодой специалист был направлен в Крымскую астрофизическую обсерваторию, с которой сотрудничал до конца жизни. Здесь он прошел путь от младшего до ведущего научного сотрудника. В 1964 году супруги Черных создали в Институте теоретической астрономии так называемую «Крымскую группу», которая провозгласила своей задачей вести наблюдения за малыми планетами (астероидами) в Крымской обсерватории. Руководство группой взяла на себя Людмила Черных, а научное руководство было возложено на Николая Степановича. Надо сказать, до самой смерти Николая Черных «Крымская группа» была мировым лидером по количеству наблюдений за малыми планетами. Это доказывают цифры: Николай Степанович лично открыл 537 новых планет, а вместе со своей женой – более 1200. Им же принадлежит открытие двух периодических комет.
 

Супруги называли открытые ими астероиды именами близких, друзей, писателей и поэтов (Чехов, Гоголь, Лем, Блок), знаменитых воронежцев и присваивали им названия родных городов и сёл. Так, например, астероид, открытый Людмилой Ивановной Черных в 1973 году, она назвала в честь мужа – «Коля». А Николай Степанович в декабре 1976 года открыл восьмикилометровый астероид с порядковым номером 4519  и назвал его Воронежем. Ученый собирался подарить родному городу сертификат на открытую им малую планету, но на одной из научных конференций в 2004 году у Николая Степановича не выдержало сердце, он умер. Подарок выдающегося астронома Воронежу – сертификат на малую планету - после смерти мужа передала его жена, Людмила Ивановна Черных, которая на празднование Дня города вручила документ экс-мэру Борису Скрынникову. Правда, когда корреспондент 36on.ru захотел посмотреть на сертификат в воронежской мэрии, его там не оказалось. В пресс-службе городской администрации о сертификате даже не слышали. Как предполагают злые языки, уходя с поста мэра, Борис Скрынников решил оставить астрономический сувенир себе…