Организация «Общие дети» была создана в 2007 году, уже в 2008-м была официально зарегистрирована. У ее истоков стояли четыре человека, в том числе и Наталья Азарова: она списались с земляками-единомышленниками на общероссийском форуме и решили создать отделение в своем городе.
Начали самостоятельно собирать средства для помощи детям-отказникам в больницах. Сейчас волонтерская организация «Общие дети» курируют четыре крупные программы, включающие в себя более двадцати проектов и сотни мероприятий. Через офис общества проходят десятки волонтеров в день. Мы поговорили с руководителем движения Натальей Азаровой.
― В прошлом году вы запустили несколько новых проектов. Расскажите, пожалуйста, о них.
― Мы активно занимались пятью проектами. Два из них постепенно выросли из небольшой инициативы только на волонтерской основе, три других мы запустили благодаря тому, что выиграли несколько конкурсов и получили софинансирование. На эти деньги для проекта «Больничные дети» мы смогли нанять профессиональных нянь, которые проводят с отказниками целый день. Другая инициатива ― «Социальный экзамен»: мы с волонтерами помогаем воспитанникам школ-интернатов адаптироваться к самостоятельной жизни, ведь правила «выживания» в детдомах отличаются от тех, на основе которых функционирует наше общество. И «Кризисные семьи» ― программа помощи семьям, попавшим в трудную ситуацию, но которые в силу тех или иных причин не попадают под программу государственной поддержки.
― Например?
― Скажем, обычно мы не работаем с полными многодетными семьями, потому что государственных программ по поддержке этой категории достаточно много: субсидии, пособия и так далее. Много детей ― это ведь не проблема. А если родители лишились работы из-за кризиса, и они потеряли возможность платить за жилье? Государственные органы ― это бюрократическая система, и чтобы получить субсидии, необходимо подпадать под какие-либо критерии. Но бывают такие ситуации, когда чисто формально семья в материальной или иной помощи якобы не нуждается. А мы, как общественная организация, более мобильны в этом отношении, и пытаемся помочь как можно скорее, решив конкретные проблемы: с поиском работы, жилья, подготовкой необходимых документов. Или, например, оказать какую-то дополнительную материальную помощь погорельцам. Мы всегда реагируем по обстоятельствам. Наша задача ― поставить семью на ноги, чтобы дальше она могла существовать самостоятельно. А дальше работать должны уже соцслужбы.
Социальный экзамен, Таловский интернат, 26.02.2015
Мастер-класс от барбершопа
― И все это осуществляется силами одних волонтеров?
― Да, мы оплачиваем только труд нянечек,сидящих в больницах с детьми-отказниками с 8 утра до 5 вечера. Это действительно работа, психологически очень тяжелая. Раньше у нас не было возможности оплачивать такой труд, но и волонтеры редко задерживались надолго. 90% женщин, которые провели один день в палате с отказниками, выходили из больницы в слезах и не возвращались туда больше. И я их понимаю и не виню: дети, изъеденные химическими ожогами, которых даже взять на руки страшно, ведь им больно от одних прикосновений. И я не виню врачей и сестер в больницах, которые не готовы уделять отказникам много внимания: не у всех нервы настолько крепки, чтобы проводить много времени с несчастными детьми, привязываться к ним. Даже профессиональные няни могут быстро «выгореть», что уж говорить о наших волонтерах.
― Кто они такие, ваши волонтеры?
― Знаете, когда я встречаюсь с представителями других некоммерческих организаций, мне говорят, что их главный активистский состав ― это студенты, любящие «движуху». У нас же возраст волонтеров колеблется от 24 до 35 лет. Практически все они ― молодые мамы, которые идут в наше движение «осознанно». Например, участница нашего движения пришла к нам, будучи мамой одного ребенка. Затем родила сына, а когда приехала в один из интернатов в рамках нашей волонтерской программы, практически тут же приняла решение об усыновлении одного из детей. Так Ярик стал третьим ребенком в семье.
― Ваши волонтеры так много времени уделяют своей деятельности. Вы не работаете?
― Нам же надо детей кормить, мы не можем не работать. Просто кто-то работает по полдня, кто-то, как я, на «удаленке». На самом деле, если есть желание помочь, то способ всегда найдется. Даже если человек может уделять сотрудничеству с нашей организацией всего несколько часов в неделю ― например, раздавать информационные листовки в торговом центре ― это уже большая помощь. Ведь каждое, пусть даже маленькое звено в нашей цепи, расширяет диаметр круга.
― Вы планируете продолжать все ваши проекты?
― Конечно! И придумывать новые.
Елань-Коленовский интернат, 1 июня 2013 года
Текст опубликован в рамках проекта Гильдии аналитических журналистов
«Социальная ответственность как основа гражданского общества»