На Платоновском фестивале дважды - в парке Рамони и филармонии - выступил камерный оркестр Chaarts из Швейцарии. В названии коллектива кроется игра слов. СН - код Швейцарии, также задумано сокращение от слов chamber artists - исполнители камерной музыки. Chaarts состоит не только из швейцарских музыкантов, в его составе исполнители из Америки, Англии, Франции, Германии, России, Румынии. Коллективом никто не руководит, в нем нет дирижера (так же как в Евросоюзе нет главного), а состав участников меняется - в зависимости от своих планов музыканты могут принять участие в каком-либо концерте или нет.
Участник Chaarts Андреас Флек рассказал о Клаудио Аббадо, который руководит фестивалем в Люцерне и в его рамках собирает лучших солистов мира в оркестр Люцернского фестиваля. Так вот Chaarts - мини-копия того оркестра. С таким составом можно сделать насыщенную и разную концертную программу. «В первом отделении будет квартет Гайдна, а во втором - концерт Бетховена с симфоническим оркестром», - привел пример Андреас Флек. «Или можно начать, скажем, дивертисментом Моцарта в камерном составе, потом сыграть квинтет Шуберта, а закончить концертом Шостаковича», - добавил другой участник Кирилл Кравцов.
Далеко не каждый музыкант, каким бы он ни был талантливым, может попасть в Chaarts. «Не получил визу и не приехал в Воронеж ведущий скрипач Александр Ситковецкий, - рассказал Кирилл Кравцов. - И мы долго думали, кем его заменить, потому что не можем взять человека с улицы. Он должен полностью соответствовать нашему музыкальному духу и менталитету, быть с нами на одной волне. Должны совпадать психология, химия и в первую очередь музыка».
Первое отделение в филармонии прошло почти незаметно. Симфонию № 10 си минор для струнного оркестра Мендельсона можно уподобить лаборатории, в которую принесли необходимые реагенты - рассматривать было интересно, но действия пока нет. Катализатором выступила Корин Шапель. В «Цыганских напевах» Пабло де Сарасате ее солирующая скрипка привнесла жизни, хотя не исключено, что дело тут в самом произведении - цыганская музыка эмоциональнее симфонии Мендельсона.
Второй попыткой химического соединения стала серенада для струнного оркестра Дворжака. Вроде бы с музыкой все было в порядке, и реакция между инструментами началась, правда, постепенно. На мой взгляд, исполнители своим поведением долго мешали инструментам соединиться. Понятное дело, что музыканты во время игры двигаются по-разному. Но если Кирилл Кравцов и Андреас Флек в движениях были чуть ли не синхронны, то Корин Шапель сильно выбивалась на фоне остальных скрипок. Особенно по сравнению с сидящей прямо позади нее исполнительницей - та спокойно водила смычком по инструменту и выдавала тот же звук, что и Корин Шапель. Но вот последняя во время игры откидывалась назад, подныривала под невидимый турник и продолжала все выступление в том духе. Не знаю, помог бы тут дирижер - в плане сыгранности Chaarts обходились без него, но смог бы он заставить музыкантов не выделяться движениями? Думается, если бы исполнители двигались более или менее синхронно (или я слышал бы их выступление в аудиозаписи), химия проявилась бы раньше. Но вот после того, как все реагенты сошлись, невзрачное в первый раз исполнение «Античных танцев» Отторино Респиги в игре на бис звучало совершенно по-другому. Жаль, что сыграли одну небольшую часть.
Один из прозвучавших на пресс-конференции вопросов был о художнике и благополучии, ведь не зря сказано, что художник должен быть голодным. А Швейцария, по мнению россиян, одна из самых благополучных стран. Андреас Флек согласился с тем, что искусство должно страдать. «С другой стороны, если ты не практикуешь, потому что комната холодная, инструмент отвратительный, у тебя нет нот, ты не можешь жить за счет концертов и приходится заниматься чем-то другим. В Швейцарии много музыкантов, которые не являются артистами, но называют себя так». Не знаю, страдают ли Chaarts, но программу они выбрали мрачноватую.
Андреас ФЛЕК:
- Музыканты делятся на солистов, исполнителей камерной музыки и оркестрантов. Солисты, как правило, наиболее высоко оплачиваемые, оркестранты - наименее. Дирижер самый богатый. В Chaarts все музыканты по-коммунистически равны.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".