Мокрый снег и дожди пообещали синоптики воронежцам на новой неделе

Гороскоп на 8 декабря: благоприятный день для творчества

В Воронежской области в ночь на 8 декабря сбили четыре беспилотника: люди не пострадали

Воронеж вошёл в топ городов-любителей кофе

Воронежский «Буран» уступил самарскому ЦСК ВВС со счетом 0:1

Подозреваемый в развращении ученицы физрук позвал школьницу замуж в Воронеже
 

В воронежском райцентре планируют построить бассейн за 365 млн рублей

СКР займется расследованием падения обломков БПЛА на воронежанку

Труп хозяйки и мумия на балконе. В Воронеже из жуткой квартиры спасли двух истощённых котов

Рейд на мигрантов-уклонистов на рынке в Воронеже сняли на видео

В Воронежской области продолжается строительство нового участка трассы Р-22 «Каспий», который включает объезд Борисоглебска и охватывает километры с 444-го по 459-й. Ориентировочный срок окончания работ был назван заместителем председателя правительства, Маратом Хуснуллиным

Активист Анна Левченко рассказала тревожную историю в сообществе «Сдай педофила». По ее словам, подробности поведала подруга девочки своей старшей сестре.
 

Сегодня стоит стать излишне скрупулезным и рациональным, тогда все задуманные дела реализуются ожидаемым образом. А вот беспечность может стать фатальной ошибкой

Огурцы резко подорожали в последнюю неделю осени в Воронежской области

Никто не захотел реставрировать парк дворцового комплекса Ольденбургских

Фейковое видео с обращением губернатора распространили в Воронежской области

Владелец воронежской сети «Русский Аппетит» Андрей Прытыкин останется в СИЗО до 4 февраля

Стекло на пирамиде у памятника Славы в Воронеже заменили спустя полгода

Власти рассказали о состоянии раненой при атаке БПЛА на Воронежскую область женщины

Сегодня вполне можно ухватить удачу за хвост, однако есть вероятность и крупно проиграть, так что следует быть настороже.

Валерий Войнов ждет от прокуратуры Воронежской области работы без «бравурных докладов»

Главную новогоднюю ель начали устанавливать в Воронеже

Диски с автографом Юрия Шатунова продают в Воронеже за 500 тысяч рублей

Воронежцам рассказали график работы катка на Адмиралтейской площади

Воронежцы стали заложниками огромной очереди в поликлинику №4

Автоледи скончалась после лобового столкновения на воронежской трассе: пострадали двое детей и двое взрослых

В Воронеже устранили крупную аварию на водопроводе на улице Лидии Рябцевой

Сегодня лучше всячески избегать всех негативных новостей. Старайтесь сознательно ограждать себя от всего, что не улучшит вашего настроения

Воронежцев предупредили о тумане и гололеде 3 декабря

В Воронежской области на установку понтонного моста направят 146 млн рублей

Губерния

На Платоновском фестивале выступил пианист Боян Горишек


На Платоновском фестивале сыграл концерт словенский пианист Боян Горишек, один из лучших исполнителей Эрика Сати. Музыкант записал полное собрание сочинений фортепианного творчества композитора. Как рассказал нам директор фестиваля Михаил Бычков, сначала появилась идея открыть Воронежу минималиста Сати. В дирекции стали искать, кто лучше всех в мире его играет. Таких исполнителей оказалось трое, среди них - Боян Горишек. Пианист с удовольствием принял предложение, и его концерт стал премьерой - в России он выступал первый раз.

Музыкант немного рассказал о программе. Первое отделение полностью посвящено Сати. После, по словам пианиста, логично сыграть несколько произведений Филиппа Гласса, так как он шел по следам Сати. "Если бы Сати жил подольше, он был бы Глассом своего времени", - заметил Горишек. И не менее логично завершение концерта Арво Пяртом, который хоть и писал музыку позже, но в том же ключе.

Выступление прошло практически в полной темноте. Свет немного падал только на самого Бояна, который играл за черным роялем в одежде темных тонов. Да еще белел экран для проектора. Сочетание почти полной темноты и минимализма (а в соответствующем музыкальном направлении быстрых темпов не так уж много плюс одна и та же мелодия с небольшими перерывами повторяется) сделало свое черное дело - после выходных недосыпов меня жутко клонило в сон. Сама по себе музыка мрачноватая и атмосферная, и темнота на самом деле хорошо работает на атмосферу. Такая музыка подошла бы в качестве саундтрека для драматического фильма: идеально ложится на сцену, где герой хмуро смотрит в экран и думает думу.

Но все же равномерные повторы (если там и была смена нот, то мое тугое ухо их не уловило) способствовали сонному состоянию. Не исключена и провокация со стороны самого Сати. Сон снял загоревшийся экран - показывали фильм 1924 года "Антракт", музыку к которому написал Эрик Сати (он, кстати говоря, появился и в кадре). Играл же музыку Боян Горишек. Смотреть и слушать было интересно, но не более того. Фильм был с элементами сюрреализма, но что-то конкретное выделить нельзя. Музыка гармонирует с происходящим на экране, но не запоминается.

Тема кино продолжилась во втором отделении - Гласс написал музыку ко многим фильмам, она присутствует в том числе и в обласканной "Елене" Андрея Звягинцева. Минимализм Гласса не так минималистичен, как у Сати. Впрочем, последнего называют предвестником минимализма - последователи направление доработали.

Мелодии Филиппа Гласса более бодрые, в них больше радужных ноток, которые время от времени прерываются грозным басом. Музыкальные повторы нельзя назвать топтанием на месте, здесь скорее движение по спирали, где к одному и тому же мотиву то тут, то там добавляются избавляющие от однообразия музыкальные детальки, возможно, не сразу заметные на рациональном уровне.

На пресс-конференции Боян Горишек говорил, что хотел бы прожить достаточно долго, чтобы переиграть всю музыку, которая ему нравится. Пока музыкант играет только ту музыку, которая ему наиболее импонирует: "На концерте будет то, что мне действительно близко". В первом отделении особой любви я не заметил (возможно, из-за борьбы со сном), а вот Гласса он играл самозабвенно, полностью  погружаясь в материал. Особый акцент пианист сделал на одной из повторяющихся мелодий - незатейливой, но очень красивой. Она напрочь засела у меня в голове.  Выбить ее смог только концерт Casal Quartett. Рассказывая о включении в программу Арво Пярта, Горишек отметил: "У меня возникает полное ощущение, что я играю музыку одного композитора в течение всего концерта". И если разница между Сати и Глассом слышна, то границ между Глассом и Пяртом я не обнаружил. Отдельно Арво Пярта никто не объявлял, а потому я даже не уверен, что Горишек его сыграл.

Можно сказать, что Эрика Сати Воронежу открыли, но при открытии слегка заело замок. Музыки композитора очень сложна для восприятия неподготовленным слушателем. Хотя некоторые готовы прослушать концерт только из музыки Сати.  

Боян Горишек: История между мной и Эриком Сати началась лет 30 назад. Тогда я сыграл один концерт, потому что он был интересен мне как композитор. После компания Blaricum Music Group из Амстердама предложила мне записать всю музыку Сати, на что потратил лет пять. Когда ты играешь музыку композитора так долго, практически становишься его другом, несмотря на то что он уже умер. Сати мне как друг.


Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".