Губернатор поделился подробностями атаки БПЛА на Воронежскую область

Очень удачный день, но все в той же деловой сфере, романтика пока, увы, продолжит стагнировать

Иномарка перевернулась в центре Воронежа

В небе над Воронежем в ночь на 17 сентября сбили беспилотник

Воронежские спасатели получили медали за ликвидацию ЧС

Даты повышения выплат на детей озвучили воронежцам

В Воронежской области более 2200 человек пострадали от укусов клещей

Воронежским школьникам предложили список рекомендуемых фильмов и литературы

В федеральный розыск объявили сына сотрудницы ФНС после ДТП с погибшей выпускницей журфака

Сегодня действительно можно будет совершить невозможное, однако для этого придется, как минимум, пойти на риск

Воронежский подросток получил ожоги 80% тела при ударе током на ж/д станции

Выпускник воронежской школы из мести ограбил бывшего директора

Запрет на продажу алкоголя установят в День города в центре Воронеже

В России по уровню безработицы Воронежская область заняла 51 место

Общая явка на выборах в Воронежской области составила более 54 процентов

В больнице умер пострадавший от БПЛА воронежский фермер

Пожарная часть, школа и детсад останутся без воды в Воронеже 16 сентября

В Воронежской области за три дня выборов проголосовали 53,8% избирателей

Волна рабочих дней продолжается – по-прежнему астрологи советуют сосредоточиться на моментах делового характера, а не личного, для него будет другое время

Трехдневное голосование началось в Воронежской области

Сегодня не стоит гнаться за идеалом. Помните, что лучше сделать и ошибиться, чем вообще ничего не сделать

Сегодня продолжится тенденция предыдущего дня – преобладание строгого настроя и рационального подхода

Стоимость салюта на День города в Воронеже снизилась до 3,5 млн рублей

Расписание рейсов внезапно появилось на сайте воронежского аэропорта
 

Стал известен доход председателя Воронежской областной Думы

Увы, творческим людям сегодня придется нелегко, ведь в этот день стоит надеться только на свой разум

В небе над Воронежской областью за ночь сбили 16 дронов: повреждены дома, теплица и гараж

Вейпы и сигареты продавали рядом со школами в Воронежской области

В Воронеже экс-начальника отдела банка обвиняют в мошенничестве на 280 тысяч рублей

 

Символ Левобережного района обновили ко Дню города

Губерния

Театр Кольцова и спектакль Платоновского фестиваля


В спектакле «Песнь о Матери и Отчизне» Театра Польского из Вроцлава нет линейной фабулы. Выйдя, условно говоря, из пункта А, в пункт В не попадешь, в тот же А и вернешься. Хотя, быть может, тот да не тот: не просто А, а уже А 1. Попутешествуешь еще, глядишь, попадешь в А 2, А 3 и так далее. И перемещение нам, зрителям, предлагается не совсем по кругу, а скорее внутри и вдоль некоей газообразной массы, например, облака, разбухающего в процессе представления до грозовой, молниями чреватой тучи.

Клубы дыма, предвестника того облака (к счастью, не ядовитые), окутывают зрителей, только еще выясняющих, где кому сидеть в импровизированном зале, устроенном прямо на большой сцене театра драмы имени Кольцова (Советская площадь). Перед зрителями, в клубах постепенно рассеивающегося дыма, - металлические шкафы с нанесенными на их поверхность ритуальными, видимо, рисунками и эзотерическими, надо полагать, надписями. Шкафы - хранилища нужных и бесполезных вещей, сейфы, саркофаги, душегубки - все сразу.

Пьеса, а точнее парафраз, придуманный режиссером Яном Клятой и участниками спектакля на темы поэмы Божены Кефф, представляет собой диалоги и монологи матери и дочери, перемежающиеся цитатами или, скажем так, вольным пересказом избранных мест из произведений, так или иначе засевших в мозгу современного человека, - от древнегреческих мифов и Библии до голливудских блокбастеров. Вместе с литературными реминисценциями в том же облаке вращаются реминисценции музыкальные - от впитанной с молоком матери классики до хитов новейших времен.


 Кстати, и движутся, и поют, и вообще взаимодействуют в атмосфере спектакля, то разреженной, то сгущенной до предела, актрисы и актер Театра Польского потрясающи. Нельзя сказать, что кто-то лучше, кто-то хуже - хороши все, все, кажется, умеют на сцене все, о чем мы могли или даже не могли бы помыслить. И при том, что ощущаешь индивидуальность каждого (каждой), они - ансамбль. Безусловная заслуга режиссера.

Может быть, другие его заслуги, особенно в начале спектакля, представляются не столь явными. Нужно определенное время, чтобы понять, о чем же, собственно, речь (и не в языковом барьере тут дело). То, что пять актрис и актер (впрочем, в женском образе) играют историю взаимоотношений одной и той же матери с одной и той же дочерью, понимаешь сравнительно быстро. Постаревшая мать, прошедшая через ужасы Второй мировой и Холокоста, терзает своими воспоминаниями, своей требовательностью, своим диктатом, как бытовым, так и нравственным, дочь. Которая, впрочем, тоже в долгу не остается, высказывая мамане все, что о ее поведении думает, по полной программе. Ну и что? Житейская бытовая история, которую какими цитатами, реминисценциями, хоровым камланием не сдабривай, такой и останется. Как писал по другому совсем поводу наш политически продвинутый поэт Дмитрий Быков, «жить не могут друг без друга, а друг с другом не хотят». В чем пафос, брат? И где столь милый душе нашего российского, по крайней мере, зрителя катарсис?

А в том-то и дело, что нет катарсиса. Пафос, да, есть. Он - в смене ипостасей матери и дочери, сколько б ни менявшихся, но связанных одной общей косой, сиречь пуповиной. Он в ритуальных песнях и плясках всех времен и народов, стремящихся выразить невыразимое и постичь непостижимое. Он в эриниях - богинях мщения, хранительницах материнских уз, существах сколь мифологических, столь и реальных для каждого и каждой из живущих.

Он и в том, конечно, что жить друг без друга нельзя, невозможно - если уж не в пределах Вселенной, то на матушке Земле точно. Он в том, что мы, волей режиссера оказавшись внутри раздираемого газами облака, чувствуем себя его частичками. Где аморфному нашему, летучему нынешнему существованию противостоят совершенно железные обстоятельства: глубокоуважаемые шкафы со скелетами всех тех, кто был до нас, и нашими собственными. Он в том, что, кроме таких вот шкафов, нам нечего оставить в наследство тем, кто будет после нас. И бытовая история, вобрав каждого из нас частичками, раздувается до размеров глобальных, чреватых катастрофой. Вот вам и пафос.


А катарсиса нет. Переполненная электричеством грозовая туча, нависшая по воле постановщика над зрительным залом, разрешается не смертоносными молниями и не живительной влагой, упавшей в благодатную почву, а карнавальным фейерверком, ярким, красочным, но бесплодным.

Минуточку, а почему бесплодным? Ведь мы пришли, мы посмотрели, мы задумались. Да, кто-то, прикинув, скажет: ерунда на постном масле. Кто-то, поразмыслив, произнесет: не моя эстетика. Кто-то поинтересуется: ага, вот так вы намудрили, но конкретно-то что предлагаете?

А я, уж извините, скажу: да здравствует театр, который, говоря о вещах страшных и безысходных, может помочь мне почувствовать, что страшное не так уж страшно, а безысходное не столь уж безысходно. Иллюзия? Да, очень может быть. Так для того мы и ходим в театр, чтобы понять, что уж наше-то с вами существование не столь иллюзорно. Так ведь?


Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".