— Компания ООО «Стройинвест Лайн» является свободным субъектом предпринимательской деятельности, и правительство Воронежской области, в силу требований ст. 1 Гражданского кодекса РФ, не вправе вмешиваться в процесс найма подрядных организаций или их расчеты с ООО «Стройинвест Лайн», — ответили редакции 36on.ru в обладминистрации.
Очередное собрание инициативной группы жильцов позиции №7 — единственного «недостроя» «Северной короны» — по традиции проходит на открытом воздухе: напротив 17-тиэтажного дома по адресу: Владимира Невского, 25/3. Человек десять дольщиков, пара представителей застройщика — ООО «Стройинвест Лайн» (сам директор компании Дмитрий Вишневский перед встречей «приболел»), областной и городской администрации. Работы по внешней отделке дома почти закончены, и о том, что здесь пока никто не живет, можно догадаться лишь по неработающим домофонам и настежь открытым дверям подъездов. Тем временем, пошел девятый год с начала стройки.
Объект готов на 90%
Подкормленные многочисленными «завтраками», некоторые дольщики уже закончили ремонт в своих квартирах — ждут только отопления. Одна семья, в надежде на скорое заселение, записала своего ребенка в школу неподалеку — пока приходится каждый день возить его из Юго-Западного района и обратно.
Таких, правда, не так много — преимущественно жильцы седьмой позиции «завтраками» пресытились. И организовали дежурства. Каждый день назначается ответственный, который приходит и контролирует ход работ.
— Когда уже придет слесарь?!
Отопление — вот чего больше всего ждут дольщики.
— Так приходил же, — уверенно отвечает Игорь, инженер производственно-технического отдела от «Стройинвест Лайна». Игорь свою фамилию держит в строжайшем секрете.
— Мы никого не видели. Только Серегу-лифтера видели.
— Пойдемте, я вам все-е-е-е покажу, — Игорь уводит за собой в подвал девушку, галантно подавая ей руку при спуске. И при подъеме тоже. — Ну что, видели?
Дольщица рассказывает, что действительно в подвале «бак расширили». Но не более того.
Диалог с Игорем напоминает репетицию в театре — повторяется неоднократно. И, судя по уверенности в голосе, выучен уже даже лучше, чем просто хорошо.
— Так когда людям отопление дадите?
— Ну, сч-щ-щ-аз-з-з, — добродушно улыбается Игорь.
— А «сч-щ-щ-аз-з-з» — это когда?
— На неделе, — коротко и ясно отвечает представитель застройщика. Еще у этого этюда есть вариация: «Завтра начнем».
Выяснилось, что котел, которого так ждут жильцы «Северной короны», должен был привезти подрядчик Чернов. «Но он “отвалился”, ищем нового», — пожимает плечами Игорь. Жители сетуют, что подрядчиков «Стройинвест Лайн» меняет как перчатки. Застройщик валит всю вину на недобросовестность Черновых, Петровых, Сидоровых, дольщики — на «особенности» денежно-деловых отношений между Дмитрием Вишневским, директором «Стройинвест Лайна», и Черновыми, Петровыми и Сидоровыми.
А последний срок по сдаче позиции №7, уже неоднократно менявшийся, — III квартал 2014 года.
Бригаду поменяли, а мастер — остался
С того момента, как дольщики вышли на последний пикет, то есть за две недели, застройщик сделал «отмостки» (бетонная полоса, прилегающая к зданию, предназначенная для отвода атмосферных и талых вод — прим. авт) и посадил ели. Хотя, если верить очевидцам из соседних домов, посадками вряд ли это назовешь: говорят, «их воткнули в землю без корешков, как палки».
— А вот здесь вода будет стоять! Кто ж так бетон заливает?
— А вам откуда знать, что здесь вода будет стоять?! Главное, чтобы она в фундамент не попадала — для этого и «отмостки» делаются, — ловко уходит от вопроса чуть менее секретный агент «Стройинвест Лайна» Владимир Лавринов — заместитель по строительству.
— На этажах почему не убрано?
— Этажи подметались... — протягивает Игорь.
— Почему пьяница-Серега не монтирует лифты?
— Как же, монтирует… — отвечает Игорь.
В доказательство он вызывает по телефону того самого Серегу — на разборки. Серега через минуту, пошатываясь, выходит из дверей. Жители говорят, от Сереги постоянно пахнет алкоголем, да и походка у него такая, своеобразная, не только по одним лишь праздникам. Просили поменять бригаду лифтеров. «Так мы поменяли, бригаду-то, — отвечает Игорь. — Бригаду поменяли, а мастер (Серега — прим. авт.) остался».
— Серега, что тебе еще осталось сделать, чтобы лифт заработал? Что нужно, чего сейчас не хватает?
— Так что нужно или чего не хватает?! — искренне недоумевает простодушный мастер.
Минута взаимонепонимания — и Серега наконец отвечает, что нужно еще кабину собрать, проводку сделать. В общем, работы — минимум на месяц. По словам дольщиков, фразу «минимум на месяц» от горе-лифтера тоже слышали уже не раз.
— Так что ж вы хотели, там много, много дополнительных работ! — восклицает Серега.
Сами виноваты?
— В четверг здесь должны стоять тепловики, а также сантехники и вентеляционщики. И Вишневского с Дороховым (председателем управляющей компании — прим. авт.) — сюда! — Татьяна Гладенко, начальник отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства, отчитывает Владимира Лавринова.
Тот лишь молча кивает.
— ...и запомните, ни в коем случае не подписывайте акты сдачи, пока не будут заделаны все дыры в доме! — обращается уже к жильцам Татьяна Гладенко.
Артем из «отдела Столярова» — то есть по работе с обманутыми дольщиками, как он сам представился, стоит в стороне и слушает. Объекты «Северной короны» находятся на контроле у рабочей группы при облправительстве с 2010 года. На тот момент проблемных позиций было три, однако восьмая и девятая позиции были сданы в сентябре 2013 и в июле 2014 соответственно.
Артем обещает составить список всех замечаний и передать их начальству. Что дальше происходит с отчетами — так и не стало понятным. Например, дольщики не раз обращались с просьбой проверить финансовые отношения застройщика с подрядчиками.
На вопрос о конкретных действиях, которыми созданный при облправительстве отдел помог дольщикам, Артем пожимает плечами — я ничего не решаю, решает начальство. Мол, инвесторов ищет.
Только по закону инвесторов искать нельзя, пока застройщик не объявит о банкротстве. Но такие разговоры действительно шли — еще летом. Когда дольщики вышли на пикет в конце августа, в самый разгар предвыборных кампаний кандидатов в губернаторы, к ним приходил сам Николай Столяров, глава отдела, и говорил, что инвестор, взамен находящегося на грани банкротства «Стройинвест Лайна», найден. Познакомить с ним Столяров обещал прямо на следующий день — на собрании. Дольщики разошлись — а застройщик остался. Прежним. Заседание по делу ООО «Стройинвест Лайн» Арбитражный суд Воронежской области уже переносил не раз. Следующая дата — 23 декабря.
— Знаете, почему все остальные позиции уже сданы? Потому что другие дольщики отстаивали свои права так, что пыль из-под копыт летела! А вас так мало на собрания приходит, — разъясняет Татьяна Гладенко.
— Мы еще и виноваты, — в очередной раз услышав упрек в своей бездеятельности, жильцы расходятся.